7 октября 2022 17:28
268

Антисон: система безопасности на транспорте

Антисон: система безопасности на транспорте

Безопасность дорожного движения – одна из важных проблем. В последние годы в нашей стране количество аварий, а главное – число пострадавших в них людей неуклонно снижается. Этого удалось добиться за счет улучшения качества дорог, анализа разметки и установки дорожных знаков, ужесточения законодательства по отношению к водителям, садящимся за руль после употребления алкоголя и других психоактивных веществ.

В 2021 году в России произошло более 133 тысяч аварий. Ущерб от них составил, по разным оценкам, от 3 до 5% от ВВП страны.

Основная причина аварий – человеческий фактор. Еще недавно техническими и законодательными средствами воздействовать на нее не удавалось. Сейчас такие решения есть. Одно из них – система «Антисон» для бесконтактного мониторинга состояния водителя, разработанная российской компанией КСОР-групп.

Отвлекся за рулём: как это бывает

Однажды Toyota провела необычный тест-драйв Lexus NX. На него пригласили обычных водителей, уверенных, что им предложили оценить качество автомобиля. Но в процессе езды стекла машины внезапно потеряли прозрачность – всего на 4,6 секунды. А затем обзор снова восстановился. Водители пережили не самые приятные моменты. Кто-то врезался в препятствие, кто-то бросил педали и попытался остановиться. Но всем им было очень страшно.

Зачем уважаемый автоконцерн провел такой жестокий эксперимент? Всё просто: 4,6 секунды – это время, в течение которого водитель не смотрит на дорогу, пока получает или отправляет сообщение в мессенджере. Тот же эффект возникает при любой потере концентрации внимания. Неважно, участник дорожного движения ест за рулем, разговаривает по телефону (hands free, согласно последним исследованиям, не слишком помогает, хотя и разрешена правилами дорожного движения), курит или утомлен. Для него и для водителя тест-драйва с сюрпризом ситуация одинакова: человек летит на скорости в автомобиле, не контролируя ситуацию на дороге. .

Техника настороже

Решить проблему отвлечения и засыпания водителей техническими способами производители автомобилей и сопутствующих товаров пытаются давно. Но в основном технологии мониторинга состояния нацелены на оценку того, спит человек или бодрствует.

Портативные решения определяют это по наклону головы: водитель фиксирует на ушной раковине устройство с датчиком, связанным с гироскопом. Если голова человека склонится вперед и задержится в таком положении, прибор завибрирует. Однако если такой прибор сработал, значит, водитель уже уснул и некоторое время уже не следит за дорогой. К тому же нельзя предсказать, как быстро разбуженный участник дорожного движения сориентируется в происходящем, и не принесет ли это более тяжелых последствий.

Производители премиальных брендов автомобилей встраивают системы безопасности в электронику машины . Оценивать состояние водителя бортовой компьютер может по стилю вождения или по различным физиологическим показателям. Это может быть частота пульса, насыщение крови кислородом и даже фиксация характерных для засыпания волн в электроэнцефалограмме, снимающейся через оплетку руля. Для медицинских целей такой вариант записи биотоков мозга не подойдет, но при утомлении нервная система подает настолько характерные сигналы, что достаточно и грубой оценки.

Подобное оборудование стоит дорого, и должно быть изначально предусмотрено в комплектации, иначе установить его практически невозможно.

Способ контроля, позволяющий не только оценивать утомление водителя, но и понять, следит ли он в принципе за дорогой, – оптический контроль мимики. Нужное оборудование может быть установлено в кабине транспортного средства в процессе его эксплуатации. Это бесконтактная технология, построенная по тем же принципам, что автоматизированный профайлинг, способный выделить в толпе агрессивного человека. Для простейшей подобной системы мониторинга нужны всего лишь видеокамера, вычислительный блок и оборудование, подающее звуковой и световой сигнал.

Для получения более точных результатов используются разработки с использованием нейросети. Именно они сейчас активно внедряются в России. Один из разработчиков подобного оборудования – группа компаний КСОР – дополнила решение: ситуации, определенные нейросетью как события, передаются по каналам мобильной связи в диспетчерский центр. Здесь с информацией в круглосуточном режиме работают специалисты ситуационного центра , оценивающие полученные от оборудования данные и корректность их интерпретации искусственным интеллектом. При этом прибор будит водителя резким звуковым сигналом сразу же после обнаружения засыпания, не дожидаясь подтверждения человека.

О чем расскажет мимика

Когда человек устал, он чаще и медленнее моргает и начинает зевать. Но не всегда утомленный водитель в состоянии правильно расценить эти признаки: ему кажется, что вскоре усталость пройдет, что его внимательности хватит, чтобы добраться до точки назначения. К сожалению, это не всегда так, ведь усталость влияет не только на концентрацию внимания, но и на критичность к своим действиям. Поэтому системы мониторинга в таких ситуациях привлекают внимание водителя звуковым и световым сигналом.

Компьютерные алгоритмы, благодаря которым обнаруживаются признаки усталости, гораздо наблюдательнее людей. Например, «Антисон», чтобы вычислить утомление водителя, постоянно ведет мониторинг более чем 60 точек на лице и вычисляет 10 параметров, указывающих на то, что человек отвлекся от процесса вождения. Благодаря этому «Антисон» понимает, что человеку пора бы отдохнуть, задолго до того, как концентрация его внимания значительно снизится.

Подходит «Антисон» для фиксации нарушений, сказывающихся на безопасности поездки. Это еда, курение, телефонный разговор, наличие водителя за рулем, состояние ремня безопасности. Система может определить, не перекрыт ли обзор камеры. Все измерения проводятся только тогда, когда двигатель включен.

Признаки усталости не у всех проявляются одинаково. Хотя стандартные реакции прописаны в алгоритмах, которыми руководствуется «Антисон», для раннего обнаружения признаков утомления имеют значение персональные особенности. Чтобы повысить безопасность каждого из сотрудников клиента, разработчики из КСОР подключили к обработке данных нейросеть. Технология машинного зрения анализирует индивидуальные реакции и предсказывает инциденты более точно.

Технический вопрос

«Антисон» – это комплекс, состоящий из серверов, на которых в зашифрованном виде хранится информация с устройств, диспетчерского центра и техники, установленной в кабине транспортного средства. Это инфракрасная камера, фиксирующая изменения мимики водителя и распознающая признаки засыпания или отвлечения внимания, вычислительный блок и сигнальный дисплей, функция которого — звуковое и световое оповещение в опасной ситуации. . При срабатывании устройства блок зашифровывает запись инцидента и отправляет ее на серверы диспетчерского центра КСОР. Это нужно для того, чтобы диспетчер мог связаться с владельцем автопарка и тот принял адекватное ситуации решение: важно, чтобы водитель не просто отдохнул, а сделал это в безопасных и максимально комфортных условиях.

Оценив ситуацию, диспетчер может связаться с водителем и передать ему указания . Каждый инцидент записывается, исследуется, результаты включаются в профиль водителя. Статистика срабатываний системы «Антисон» для заказчика доступна в полном объеме. Это дает возможность выработать решения, которые помогут снизить число инцидентов на уровне предприятия, а значит, снизить потенциальную вероятность ДТП.

ООО КСОР – единственный российский разработчик средств мониторинга состояния водителей, обеспечивающий двойной контроль инцидентов – машинный и со стороны оператора. Оборудование, разработанное КСОР-групп соответствует актуальным ГОСТам по светобиологической безопасности.

Проверка практикой

Один из крупнейших партнеров компании КСОР – комплекс общественного транспорта Москвы. К «Антисну» подключены автобусы и электробусы ГУП «Мосгортранс», трамваи, локомотивы метро и МЦК Московского метрополитена. В режиме тестирования разработку КСОР запустили в «Мосгортрансе» в 2018 году. Результат эксперимента показали ее эффективность, и с 2019 года «Антисон» внедряется на всех транспортных средствах «Мосгортранса». Подключение к системе требуется и для подрядчиков, работающих на маршрутах столицы.

В 2020 году Москва оснастила значительную долю общественного транспорта автоматическими системами «Антисон» для мониторинга состояния водителя. В результате московский пассажирский транспорт стал попадать в ДТП на 26% меньше. Дооснащение продолжилось, и в 2021 году показатель аварийности снизился еще на 7,5%.

Меньше случается и инцидентов: отдел кадров и специалисты «Мосгортранса», отвечающие за безопасность перевозок, анализируют статистику, полученную от системы «Антисна», и вырабатывают управленческие решения, исключающие ситуации, в которых срабатывают предупреждающие устройства. Особенно наглядно это видно на примерах нарушения производственной дисциплины: водители практически перестали курить и есть за рулём, реже отвлекаются на телефон. Меньше бывает и других событий, которые может зафиксировать оборудование компании КСОР.

Система мониторинга состояния водителя «Антисон» показывает прекрасные результаты: вовремя сообщив о признаках утомления, она предотвращает возникновение опасных ситуаций. Но в сочетании с верным менеджментом это важный шаг в сторону построения полностью безопасного транспорта.

Материал размещен на правах рекламы

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Вы сможете прожить неделю без интернета?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: