АвтоВАЗ заканчивает кадровые перестановки

22 июня 2010 11:22
 12649

Дмитрий Михаленко коренной тольяттинец — 38 лет. В должности вице-президента по персоналу и социальной политике ОАО «АвтоВАЗ» всего год, но в совокупности на заводе отработал 16 лет. Именно ему было поручено устроить судьбу тысяч горожан, для которых на ВАЗе работы не нашлось. Последние полгода он занимается трудоустройством и подыскивает новые проекты для бывших сотрудников АвтоВАЗа.

О том, на что могут рассчитывать тольяттинцы, почему они не едут и не поедут собирать иномарки на другие автозаводы, зачем на конвейер набрали студентов, и для чего ВАЗу понадобились снегоходы, мы и поговорили в легендарной вазовской «высотке».

— Дмитрий Геннадьевич, на ВАЗе — очередные перестановки в руководящем составе. Ушли вице-президент по маркетингу и продажам Максим Нагайцев и вице-президент по техническому развитию Сергей Гайсин. Должность последнего занял бывший главный конструктор Евгений Шмелев…

— Да, есть приказ по Нагайцеву от 10 июня и Гайсину от 11 июня. А 15 июня на должность вице-президента по техническому развитию назначен Шмелев.

— Как считаете, Шмелев хороший будет руководитель?

— Конечно — и был хорошим, и останется. Евгений Николаевич Шмелев — давно работает на заводе. Настоящий профессионал, последние несколько лет работал главным конструктором, это важно.

— Будем надеяться, что обмен креслами завершен, и с этим назначением на заводе, наконец, приступят к производству. А что касается маркетинга, как вы думаете, реально кого-то сейчас на заводе найти на эту должность?

— Сейчас обязанности вице-президента по маркетингу исполняет Федосов Артем Анатольевич. Все решения о назначениях подобного уровня принимает президент АвтоВАЗа Игорь Комаров — я не прогнозирую.

— После того, как ВАЗ, Renault и Nissan стали равноправными партнерами, можно ли говорить о возможности карьерного роста для сотрудников АвтоВАЗа внутри этих трех компаний вплоть до постов в Renault и Nissan?

— Я думаю, это возможно. Вазовцы проходят стажировку и обучение на Renault и на Nissan по разным направлениям, в том числе по качеству.

— Какие программы переобучения действуют на данный момент?

— Есть программа переобучения ста работников дочерних предприятий «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-Центр», они обучаются на Renault. Сорок два человека уже прошли стажировку. С «Автофрамосом» у нас программа стажировки уже для пятисот работников. Существует целый ряд программ по разным направлениям деятельности, мы ведем совместную работу по постановке на производство новых моделей автомобилей.

— Чему именно учатся люди? И какие специальности требуют переподготовки в первую очередь?

— Там целый ряд направлений: и начальники, которые перенимают опыт, и инженеры, есть рабочие, которые после стажировки и будут трудоустроены в производстве новых моделей автомобилей АвтоВАЗа. Люди учатся на предприятиях Renault во Франции, в Румынии, на «Автофрамосе» в Москве. Кроме того, у нас действует программа Lada Quality Programm (LQP) — по ней будет перебучаться персонал уже на территории нашего завода, будет создан специальная школа для большого количества людей. Это руководители среднего звена — начальники цехов — и рабочие. По этой программе у нас в плане на 2011 год обучить 1 100 рабочих, на 2012 — дополнительно еще 1 900 рабочих.

— Когда начнет работать эта школа?

— Осенью — сейчас мы вместе с французами разрабатываем регламент.

— За последние полгода с АвтоВАЗа уволили огромное количество людей. Где сейчас все эти люди и на что они живут?

— АвтоВАЗ никого не оставил без средств к существованию. Это принципиальная позиция — и наша, и профсоюза компании, и государства. У нас есть ежедневная справка по численности персонала о том, как и где работают люди. Вот смотрите (показывает отчетность — ред.). Сегодня на АвтоВАЗе работает 72 218 человек. По сути, меньше, чем за год наш персонал, действительно, уменьшился на 30 тыс. человек (29 940). Из них более 15 тыс. — пенсионеры и работники предпенсионного возраста, которые ушли на пенсию, получив, кстати, от завода дополнительную корпоративную пенсионную выплату.

—  То есть они могут искать какую-то подработку в городе, если захотят…

— Безусловно. Человек на пенсии — делает то, что считает нужным. Кроме того, такие работники — все члены профсоюза АвтоВАЗа — кроме государственной пенсии получили также выплаты от завода: те, кто увольнялся до 1 ноября 2009 года, получили 20% среднемесячной заработной платы за каждый отработанный год; кто уволился в течение следующего месяца — 10%, кто ушел в течение декабря — 5% . То есть мы поэтапно уменьшали корпоративные выплаты. В среднем каждому уходящему на отдых АвтоВАЗ заплатил более 100 тыс. рублей.

— Людей уговаривали покинуть завод?

— Нет — каждый принимал решение добровольно, это личный выбор: уйти на пенсию или остаться на заводе — можно было перейти в созданные в конце 2009 года дочерние общества. Сегодня на АвтоВАЗе работает порядка 3 тыс. пенсионеров и около 1,5 тыс. работников предпенсионного возраста.

— Хорошо, то есть 15 тыс. человек ушло на пенсию, а остальные 15 тыс.?

— 2, 5 тыс. сотрудников АвтоВАЗа перешло вместе с теми объектами социальной инраструктры, которые мы передали городу и в федеральное медико-биологическое агентство. Таким образом, были сохранены социальные функции переданных объектов и обеспечена занятость людей. При этом у работников тоже был выбор: перейти с этими объектами на муниципальную или федеральную службу или начать работать в дочерних обществах. Также «естественная текучесть» персонала за год составила 5, 5 тыс. человек — на каждом предприятии есть те, кто увольняется по разным причинам, по собственному желанию, например, в связи с переездом куда-то, молодые ребята уходят в армию… В дочерние общества перешло 6, 5 тыс. человек. А за счет того, что приема новых работников сейчас на АвтоВАЗе нет, численность уменьшилась. И таким образом, сегодняшний АвтоВАЗ — это 72 тыс. человек.

— До конца года еще будут увольнения?

— Никаких массовых сокращений не было, нет и не будет. Целевая численность на 2010 год — 71 260 человек, то есть превышение — 950 работников.

— То есть их попросят…

— Повторяю — мы никого не «просим»: около 400 человек в месяц — «естественная убыль» персонала. Но это нормально — и, между прочим, на 50%, то есть в 2 раза меньше, чем год назад: кто-то новую работу нашел, изменились семейные обстоятельства, переехали, решили заняться чем-то другим…

— А сотрудники ваших дочерних предприятий, «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-Центр» — чем они занимаются?

— Сейчас перед АвтоВАЗом стоит амбициозная задача — постановка на производство новых моделей без остановки производства, кстати. Корпус № 15/3 (27 тыс. кв. м.), например, сейчас переделываем полностью под производство нового силового агрегата. Рядом корпус № 70 (56 кв. м.) — там будет сварка новых моделей автомобилей, корпус № 61, куда переносится оборудование из 70-го корпуса — тоже порядка 30 тыс. кв м., первая линия главного конвейера, которую тоже надо подготовить к производству новых машин — огромный объем работы. Плюс ЗАК (завод автокомпонентов) — там идет создание мощностей для технопарка. Люди полностью заняты — в основном на этих пяти объектах, плюс выполняют работу на инфраструктуре завода.

— То есть они приходят на завод и переносят разные предметы с одного места на другое…

— Не переносят! Они демонтируют старое оборудование, готовят новые мощности. Вот результаты работы дочерних обществ по май месяц включительно (показывает отчетность — ред.): демонтировано 1 067 единиц оборудования, восстановлена 831 единица оборудования, освобождено 57 тыс. кв метров производственных площадей. Окрашены тысячи метров межферменного пространства, 899 фундаментов подготовлено… Это — работа сотрудников дочерних обществ, которые осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.

— Уровень жизни людей после того, как они перешли в дочерние общества, снизился?

— Нет — остался таким же: при переходе в дочернее общество у работника оставался тот же разряд, тот же оклад, тот же размер премии. В некоторых случаях изменение зарплаты было связано с изменением условий труда: например, человек работал в металлургическом производстве около печки и получал выплаты за вредность, а стал работать на демонтаже оборудования — этих выплат не стало. Но мы делали анализ заработной платы: у кого–то она уменьшилась, а у кого-то увеличилась, потому что он стал работать более напряженно. Сегодня организованы рабочие субботы в дочерних обществах — по желанию человек может заработать в субботу двойную зарплату.

— А какой смысл был переводить этих людей в дочерние общества, если у них остались те же зарплаты и т.д.?

— Мы не могли обеспечить этих людей работой, а эти дочерние общества сегодня существуют за счет средств федерального бюджета и занимаются модернизацией производства. Я хочу подчеркнуть — здесь нельзя говорить о «сокращениях» и считаю, что проделана серьезная работа, которая позволила никого не оставить на улице. Мы благодарны Правительству РФ, Минздравсоцразвития, администрации Самарской области — все они поддержали АвтоВАЗ, одни мы бы не справились.

— Но вот вы вывели людей в дочерние общества, а сейчас вам не хватает рабочей силы, и вы набрали студентов, это так?

— Да, мы приняли на работу студентов наших профильных учебных заведений — будущих кадровых работников АвтоВАЗа. Тем самым мы решаем две задачи — студенты получают необходимые практические навыки реального производства, а предприятие готовит высококвалифицированные кадры и берет на особую заметку показавших себя студентов.

— Сколько взяли студентов, чем они занимаются, и как это может повлиять на качество продукции?

— Люди сначала учатся, а потом начинают работать. 2 800 человек работает по срочным трудовым договорам — это бывшие работники АвтоВАЗа, которые пришли из армии, студенты наших базовых учебных заведений, где есть профильные техникумы, училища, институты.

— Был ли смысл тогда выводить людей с завода?

— Мы увеличили производственную программу на лето — сегодня не принято решение о том, что будем переводить этих людей на постоянную работу.

— В производстве игрушек и снегоходов ваши дочерние общества будут участвовать?

— Основное дело АвтоВАЗа — производство автомобилей LADA — искренне надеюсь, что всем в нашей стране это известно. Может быть, дочерние общества и будут делать когда-нибудь игрушки — договоров и подписанных соглашений нет. По снегоходам: Тольяттинский государственный университет (ТГУ) разработал конструкцию снегоходов, сделал опытные образцы, есть предприятие, которое разместило заказ производства снегоходов на разных предприятиях, в том числе 30 сотрудников «АвтоВАЗ-Перспективы » будут заняты в этом проекте.

— То есть, вы выступаете лишь как рабочая сила, вы не просчитываете рынок снегоходов и так далее?

— Есть заказчик, он оплачивает работу. А мы просчитываем возможности создания рабочих мест для тех ВАЗовцев, которые перешли в дочерние общества. Мэрия Тольятти тоже работает в этом направлении, администрация Самарской области… 753 рабочих места, например, должно быть создано в ЖКХ, там тоже будет обеспечен достойный уровень зарплаты.

— ЖКХ — то есть дворники и сантехники?

— Речь идет об управляющей компании ЖКХ — да, будут и дворники, и сантехники, а что в этом странного? Городу нужны очень многие профессии. Будет и директор УК, и бухгалтер. Но, еще раз хочу пояснить — люди переходят на другие работы исключительно по собственному желанию. Сейчас начнется активное строительство в ОЭЗ — постановление в ближайшее время будет подписываться Правительством РФ (проект уже согласован Минфином — прим. TLT.ru); выделены средства на капремонт жилых домов — и там нужны люди. Плюс коммерческая деятельность — снегоходы, кстати, которые мы с Вами обсуждали. АвтоВАЗ давно и плотно сотрудничает с Центром занятости Тольятти — смотрим варианты трудоустройства наших сотрудников, которые перешли в дочерние общества, передаем им информацию. Вакансий сегодня в нашем городе не одна тысяча — есть руководители, инженеры, специалисты.

— У вас есть статистика по трудоустройству бывших вазовцев, например, на других автозаводах? Вы следите за судьбой этих людей?

— А у нас нет автозаводов-то других.

— Питер, Калуга, например…

— Эти предприятия нельзя сравнить с АвтоВАЗом. Мы проверяли, куда едут люди, где начинают работать. Должен сказать, что большинство, конечно, уезжать не планирует. Специально увольняться и переезжать в другой город — таких примеров немного. Есть высококлассные специалисты, они переезжают на предприятия Sollers, например, на ГАЗе работали наши люди…

— А вы можете отметить слабые места выходцев с ВАЗа? Возможно, им на что-то нужно обратить внимание, чтобы быть востребованными специалистами в современном автопроме?

— Вы имеете в виду автопром в Калуге, Питере или еще где-то?

— Да.

— Готовы ли эти автозаводы предоставить людям жилье, зарплату, какие-то отличные условия, чтобы они переехали туда? Думаю, что нет — особенно в условиях сегодняшней экономики.

— Говорят, из НТЦ инженеры поразбежались. Есть, кому машины-то строить?

— Численность сотрудников НТЦ составляет 3600 человек, в том числе 2,5 тысяч человек — это инженерный состав. А проводимая серьезная работа по обновлению модельного ряда, постановке на производство новых и модернизированных моделей автомобилей и служит ответом на ваш вопрос.

— Вы планируете восполнить инженерный состав, когда речь пойдет о производстве новых моделей?

— Возможно, будем принимать отдельных специалистов по некоторым направлениям.

— Какая сегодня средняя зарплата на ВАЗе?

— За май зарплата промышленно-производственного персонала составила 17 591 рубль, в том числе средняя зарплата рабочего — 16 900 рублей; инженер НТЦ — 17 953 рубля. Надо сказать, в последние месяцы уровень зарплаты возвращается к докризисному.

— А зарплата топ-менеджеров?

— АвтоВАЗ — коммерческая компания, не вижу смысла раскрывать эту информацию.

— Каков средний возраст на ВАЗе?

— 38 лет, а еще недавно было 42 года.

— А сколько сейчас вице-президентов на ВАЗе?

— 10 вице-президентов и 2 исполнительных вице-президента — а еще год назад было 30…

После беседы для меня организовали экскурсию по заводу и продемонстрировали, как переоборудуются корпуса под производство новых моделей. В будний день, около 21.00 работа кипела — факт.

Текст: Елена Костякова

Источник: autonews.ru

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: