Пройдет не так много времени, и аналитики будут рассматривать экономическое пространство Тольятти в двух плоскостях — что было до кризиса и что стало после. Однако уже сегодня можно наблюдать, как федеральные и региональные игроки рынка покидают обжитые офисы и торговые площадки. При этом участники рынка отмечают, что окончательную картину послекризисного Тольятти пока еще рано рисовать. Пройдет два-три года, прежде чем можно будет делать какие-то выводы. Сейчас все осторожничают.
Как бы там ни было, уже к концу 2008 года город покинули такие торговые сети, как «Патэрсон» и «Вестер». Типичные представители продуктового ритейла не смогли составить конкуренцию уже работающим на тольяттинском рынке продуктовым сетям. Ушли мебельные сети «Мебельвилль», «Надо мебель», «Энергия уюта».
Помимо этого пересмотрел свою стратегию развития банк «КИТ Финанс», официально объявивший о закрытии с 24 марта этого года своих подразделений, расположенных в ряде городов. Тольятти — в их числе. Свернул свою работу в городе и дополнительный офис «Балтийского банка», располагавшийся в гипермаркете «О’кей». Остальные финансово-кредитные учреждения, в том числе и региональные, стараются держаться в обойме, однако многие уже пошли по пути оптимизации бизнеса. Так, Газбанк сократил количество дополнительных офисов по городу, на сегодняшний день оставив в рабочем состоянии лишь центральный офис на улице Баныкина. Банк «Солидарность» и КМБ Банк тоже ужались до минимума.
При этом еще совсем недавно русский Forbes опубликовал рейтинг лучших провинциальных российских городов для ведения бизнеса. Напомним, что Тольятти в нем досталось седьмое место, Самара расположилась на третьем, пропустив вперед себя Казань и Краснодар. Тогда в зачет принимались данные 2008 года.
В прошедшем году наметились первые «жертвы» и на рынке розничной торговли: город покинули, не успев в нем закрепиться, сети продуктовых магазинов «Гроссмарт» и «Наш квартал». Они опять-таки не смогли составить конкуренцию уже действующим на территории Тольятти таким федеральным и местным операторам, как «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток», «Посадский», «Елисейский», «Миндаль».
«Как бы то ни было, в период кризиса покупатели все больше ориентируются на продуктовые рынки, и, по разным оценкам, их шансы сохранить свои позиции достаточно велики. По нашим данным, спрос на данный вид розницы с начала года вырос на 30-40%, но, учитывая насыщенность рынка в этом сегменте, появление новых игроков на нем маловероятно», — поясняет топ-менеджер городской продуктовой сети.
Также снялись со своих торговых площадей и оставили тольяттинский рынок «Санта Хаус» и «Старик Хоттабыч», занимавшие площади в торговых центрах «Русь на Волге» и «Парк Хаус». Причем сеть «Санта Хаус», продвигавшая на рынке товары для дома, уже официально заявила о своем закрытии во всех городах своего присутствия. По мнению экспертов, «Санта Хаус» как проект был изначально неверно позиционирован, так как отсутствовала грамотная маркетинговая политика. Сетевой магазин строительных материалов «Старик Хоттабыч» так и не смог конкурировать в своей нише с «Баумаркетом», «Мегастроем» и «Castorama».
Санкт-Петербургская сеть парфюмерии и косметики «Рив Гош» также сократила свое присутствие в Тольятти до минимума. С началом наступившего года компания отказалась от торговых площадей в «Парк Хаусе», сохранив единственный магазин в торговом комплексе «Мадагаскар».
«На сегодняшний день все выглядит просто и закономерно. Те компании, которые до кризиса работали и успешно развивались, как правило, и во время кризиса работали с наименьшими потерями. Те же, кто не выдержал и ушел с рынка, и раньше не очень уверенно чувствовали себя на нем. Если посмотреть, как работает наша площадка, то никакого массового исхода арендаторов мы не наблюдаем. Да, кто-то уходит, но на их место приходят другие», — комментирует ситуацию менеджер по аренде «Парк Хауса» Ольга Степанова.
Впрочем, существует и другая позиция. «Сегодня выручка торговых точек значительно сокращается. И это вполне объяснимо. В условиях кризиса люди становятся осмотрительней в своих расходах. Плюс ко всему — известные проблемы города. Как следствие, бизнес все чаще задумывается о целесообразности присутствия на тех или иных площадях. Конечно, все стараются пережить этот период с минимальными потерями и без резких движений, однако если так будет продолжаться и дальше, то многие федеральные сети покинут тольяттинский рынок», — говорит собственник городской сети бутиков.