С 1 января 2006 года в сервисно-сбытовой сети ОАО ’’АВТОВАЗ’’ начинает действовать одноуровневая система поставок, целью которой является повышение эффективности продаж автомобилей LADA. Фактически, одноуровневая система продаж — это схема реализации автомобилей по прямым договорам, заключаемым с дилерами, торгующими в розницу на территории субъектов РФ, с учетом емкости региональных рынков.
Сегодня, в условиях обострившейся конкуренции на автомобильном рынке России, перед любым производителем достаточно остро встают вопросы повышения уровня организации продаж и сервиса. Понимая это, ОАО ’’АВТОВАЗ’’ стремится к сокращению издержек при продвижении товара до конечного покупателя. Буквально пять лет назад на рынке действовало большое количество перепродавцов автомобилей LADA, каждый посредник оставлял себе торговую наценку, в результате чего развитие сети розничных продаж было неэффективно. К тому же предприятия розничной сети в регионах в большинстве своем имели слабую производственную базу, не обладали кредитной историей и активами, необходимыми для работы с банковскими структурами. Сложившаяся к 2002 году система поставок была ориентирована, в основном, на оптовые продажи. В 2003 году акцент сместился на розничную торговлю, были утверждены требования к дилерам в соответствии с европейскими стандартами реализации автомобилей и сервиса. В зависимости от объемов розничных продаж регламентировались производственные мощности предприятий.
Первоочередными задачами 2005 года стали приведение предприятий сервисно-сбытовой сети в соответствие требованиям ОАО ’’АВТОВАЗ’’ и начало перехода на одноуровневую систему поставок автомобилей. Дилеры, соответствующие требованиям, уже в течение 2005 года переводились на прямые договора поставки автомобилей.
Основная проблема розничных предприятий — отсутствие кредитной истории и активов, которые можно использовать в качестве залога при работе с финансовыми институтами. Что касается прямых дилеров, то эти организации уже обладают устойчивой финансовой базой, но зачастую не имеют собственных торговых и производственных мощностей в регионах. Эти проблемы могут решаться путем создания совместных предприятий с участием прямых и региональных дилеров. Фактически это означает слияние капиталов. Но создание СП не является обязанностью для дилеров. В утвержденной географии поставок есть достаточно много представителей сервисно-сбытовой сети, которые не создавали совместные предприятия, но имеют прямую квоту и финансовые ресурсы для работы с предоплатой по прямым договорам. Все региональные компании, соответствующие требованиям ОАО ’’АВТОВАЗ’’, получают статус прямых дилеров и, соответственно, возможность заключать прямые договора поставки. Оптовая продажа автомобилей LADA в 2006 году будет осуществляться только АВТОВАЗом
На 2006 год с предприятиями заключаются два вида соглашений — дилерские и дистрибьюторские, причем дистрибьюторские соглашения не дают право на оптовые поставки. Основная задача дистрибьютора — организация розничной сети на закрепленной территории. Для каждого региона, являющегося субъектом РФ, подготовлена программа развития торговых и производственных мощностей с учетом емкости рынка и парка автомобилей LADA. Если в областных и республиканских центрах дефицита таких мощностей, как правило, нет, то в населенных пунктах с численностью населения 100-200 тысяч человек центров продаж и производственных участков бывает недостаточно. Кроме этого, задачами дистрибьютора являются мониторинг остатков автомобилей на складах дилеров, сбор маркетинговой информации, контроль использования товарных знаков ОАО ’’АВТОВАЗ’’, координация работы дилеров по согласованным планам развития и так далее. В настоящее время созданы логистические схемы и информационные технологии, позволяющие осуществлять контроль движения автомобилей от завода до конечного потребителя.
На повышение эффективности и качества работы предприятий сервисно-сбытовой сети влияет множество факторов. Это организация системы кредитования дилеров, максимальное приближение плана выпуска автомобилей и поставки к заявкам дилеров, патентование деталей, выпускаемых заводом, обеспечение запасными частями для гарантийного обслуживания автомобилей, организация полной учетной базы деталей, получаемых автопроизводителем от поставщиков и так далее. Кроме того, переход на одноуровневую систему поставок затронет и сферу гарантийного обслуживания, сделав его максимально удобным для клиента. Роль АВТОВАЗа во взаимоотношениях с дилерами включает в себя не только поставки автомобилей и запчастей, но и внедрение корпоративной культуры, в том числе разработку и введение единых фирменных стандартов по организации торговли и технического обслуживания, информационного пространства, обучению кадров, рекламной и консалтинговой поддержке.
По информации пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»