На фоне падения курса рубля и влияния коронавируса на экономику, зарубежные товары, ввозимые в Россию, могут подорожать в диапазоне 10–35%. Те, что выпускают международные компании внутри страны, — максимум на 10%, пишут «Известия».
По мнению экспертов, опрошенных журналистами, импортозамещение в России в целом дало результаты, благодаря этому инфляция не превысит целевого значения в 4%. По данным Росстата, в 2019 году доля иностранных непродовольственных товаров на российском розничном рынке составляет около 36%, на зарубежные продукты питания приходится не больше 21%, рассказала заместитель руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» (ИАЦ «Альпари») Наталья Мильчакова. Однако на некоторых рынках доля зарубежных товаров гораздо выше, чем в среднем по России, и превышает 40–45%. Речь идет о бытовой технике и электронике. По оценкам центра, на рынке смартфонов доля импорта достигает 80–90% совокупного объема продаж. Остальное приходится в основном на произведенную в России продукцию иностранных брендов.
Начальник отдела инвестиций «БКС Брокер» Нарек Авакян считает, что c последних скачков курса рубля цены могут подняться на 10–15% на лекарственные препараты и другие фармацевтические изделия. Стоимость потребительской электроники может вырасти в пределах 20%, а в автомобилестроении — максимум на 5%. Глава Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев предположил, что импортные препараты и лекарства, произведенные из иностранной субстанции, в среднем могут подорожать еще больше — до 30% по ряду позиций.
По словам Натальи Мильчаковой, увеличение стоимости продукции на треть можно также ждать и на рынках детских товаров, а также одежды и обуви. Эти отрасли зависимы от поставок из Китая.
Эксперты отмечали и возможный рост цен на продукты питания. Впрочем, в Минсельхозе «Известиям» сказали, что повышения цен на основные категории продуктов не ожидают. Доля импортной составляющей в отечественной продукции незначительна, отметили в ведомстве. Некоторый рост цен возможен лишь на продукцию, которая в силу природных условий не производится в РФ, отметили в ведомстве.
По словам экспертов из «Альпари» и «БКС Брокер», цены на потребительскую электронику могут вырасти на 20%. Такого же прогноза придерживается и Наталья Мильчакова. Она считает, что повышение цен на 20–35% на импортную бытовую технику, электронику и гаджеты вполне возможно. Но этот рост потребители ощутят на себе не ранее второго полугодия, так как в настоящее время на складах товаров достаточно.
По большинству автобрендов можно ждать повышения цен в диапазоне 6–10%, сказал «Известиям» аналитик «Финама» Алексей Коренев. Повышение будет касаться всех машин, включая отечественную марку Lada. Ведь помимо использования импортных комплектующих в автомобилях российские заводы используют импортное оборудование — его нужно обслуживать, ремонтировать и заменять детали и компоненты, также приобретаемые за валюту, отметил он.