Финансисты поверили в российские автомобили

10 июня 2003 10:57
 9490

Похоже, что стереотип о глубоком кризисе отечественных автозаводов оказывается несостоятельным. Во всяком случае, в отношении крупнейшего российского производителя автомобилей «АвтоВАЗа». На Западе брокеры начали торговать акциями «АвтоВАЗа» на Франкфуртской фондовой бирже.

Начиная с мая акции «АвтоВАЗа» (в форме глобальных депозитарных расписок, так называемых GDR) включены в листинг Франкфуртской фондовой биржи. Спонсором выступил немецкий Baader Wertpapierhandelsbank AG, а депозитарием стал Bank of New York.

Для «АвтоВАЗа» это не первый выход на западные биржи, его GDR уже котируются в Берлине. Однако расширение географии присутствия подтверждает серьезность намерений компании по освоению мирового рынка капитала. В результате «АвтоВАЗ» первым из российских автозаводов сможет превратиться в компанию западного образца, по крайней мере, в области организации финансовой деятельности. По мнению аналитика ИК «Проспект» Николая Иванова, «успешное привлечение капитала на западных рынках подстегнет интерес к компании со стороны российских кредитных учреждений и частных инвесторов. В результате скорее всего «АвтоВАЗ» станет первой российской автомобилестроительной компанией, которая основную часть своих новых инвестпрограмм будет покрывать за счет внешнего финансирования, в том числе зарубежного».

Организация финансирования в крупных зарубежных автомобильных компаниях принципиально отличается от ситуации на российских предприятиях. Там более 80% средств, направляемых на создание автомобилей, получают в виде различных заимствований. Этому способствует невысокая стоимость кредитов. Скажем, обычная ставка в США составляет от 0.9 до 1.75% годовых. В Европе этот показатель несколько выше — от 2.5 до 4%. В России же и стоимость кредитов обычно гораздо выше, и получить их непросто. Конечно, кроме кредитов есть много других форм заимствований, но все они становятся доступны только тем компаниям, которые сумеют доказать свою жизнеспособность и платежеспособность. Ведь никто не захочет рисковать и давать деньги взаймы тем, кто завтра может превратиться в банкрота. Поэтому до сих пор от 80 до 94% инвестиций предприятия осуществляют из собственных средств.

Однако «АвтоВАЗу», похоже, удалось убедить финансистов в своей надежности. Второй год подряд компания радует своих акционеров прибылью и выплатой дивидендов. Кроме того, как отмечает Николай Иванов, «инвесторам импонирует системный подход «АвтоВАЗа» к вопросам привлечения внешнего финансирования. А при соответствующей работе компания сможет добиться значительного роста своей капитализации. На данный момент капитализация компании представляется заниженной как минимум вдвое».

Заручиться доверием финансистов помогли и программа развития с конкретным инвестиционным планом, которую разработали в «АвтоВАЗе», и очевидное улучшение финансовой прозрачности. Еще начиная с 1993 года акционерное общество дополнительно к российской составляет отчетность по международным стандартам. Достоверность и полнота этой отчетности подтверждены независимой компанией PricewaterhouseCoopers. В настоящий момент практически все потенциальные инвесторы имеют возможность ознакомиться с исчерпывающей информацией о деятельности «АвтоВАЗа».

План развития компании требует привлечения немалых средств. «АвтоВАЗ» в течение ближайших пяти лет ежегодно должен инвестировать в развитие производства как минимум 230 млн долларов. Самый главный источник затрат — освоение модели «Калина», на которую требуется около 400 миллионов долларов. Около 50 миллионов «АвтоВАЗу» нужно выделить на подготовку производства нового автомобиля класса «С». Еще около 390 миллионов необходимо на осуществление других инвестиционных проектов, также включающих модернизацию существующих и создание новых моделей. Примерно 320 миллионов долларов должно пойти на модернизацию и замену оборудования, которое к настоящему моменту изношено на 80%. И, несмотря на прибыльность, «АвтоВАЗ» за счет собственных средств способен финансировать только половину необходимых вложений.

В этих условиях именно грамотная работа по привлечению внешнего финансирования стала одним из главных условий успешного развития. До выхода на Франкфуртскую биржу «АвтоВАЗ» уже использовал многие инструменты на российском рынке капитала. Сначала была проведена эмиссия финансовых векселей на два миллиарда рублей. Ежемесячный выпуск финансовых векселей позволил «АвтоВАЗу» начать формирование собственной кредитной истории. А своевременное погашение векселей, доступность информации о ходе программы сделали возможным снижение ставки заимствования при увеличении сроков привлечения средств. Затем, в феврале этого года, пришла очередь первого облигационного займа объемом в один миллиард рублей. В качестве организатора, андеррайтера, платежного агента и маркетмейкера выпуска выступил Внешторгбанк, а финансовым консультантом стала Национальная инвестиционно-финансовая компания. И хотя объем привлеченных с помощью облигаций средств не так уж велик, первый выпуск облигаций был важен для «АвтоВАЗа» с точки зрения опыта. Люди должны были почувствовать, что тольяттинское предприятие является серьезным эмитентом, в который можно вкладывать деньги.

Вице-президент Внешторгбанка Василий Титов отмечает: «У инвесторов не было сомнений в надежности «АвтоВАЗа» как заемщика. Облигации были размещены на рынке очень быстро, и часть спроса даже осталась не удовлетворена. Сейчас компания четко выполняет свои обязательства по обслуживанию этих ценных бумаг. Все это создает хорошие предпосылки для последующих выпусков облигаций, и вероятно даже, что их получится разместить на более выгодных для компании условиях».

Следующим шагом «АвтоВАЗа», как ожидается, будет привлечение средств с западных рынков капитала. По словам председателя совета директоров компании Владимира Каданникова, на следующий год запланирован выпуск еврооблигаций. А в дальнейшем рассматривается выход на американский рынок.

На европейском и особенно на американском рынках капитала ставки по сравнению с российскими чрезвычайно выгодны, и выход на эти рынки может дать толчок для развития отечественного автомобилестроения. Освоив эти рынки, российские автозаводы смогут не только организовать финансирование по западному образцу, но и получить равные финансовые условия со своими западными конкурентами. «АвтоВАЗ» в этом плане становится своеобразным пионером, за которым, возможно, пойдут и другие автопроизводители.

Во всяком случае, размещение облигаций в России уже становится нормой для отечественных автозаводов. Так, например, в конце мая свои облигации на сумму 500 млн рублей разместила компания «Русские автобусы» — одно из подразделений компании «РусПромАвто». Компания объединяет несколько предприятий: «Павловский автобус», «Ликинский автобус», «Голицынский автобус», «Курганский автобусный завод», «Канашский автоагрегатный завод», которые производят более 90 процентов от общего объема производства автобусов в России.

А осенью планирует осуществить выпуск облигаций на сумму более 1 млрд рублей другое подразделение «РусПромАвто» — «Нижегородские автомобили». В состав «Нижегородских автомобилей» входят, в частности, Горьковский автозавод, Арзамасский машзавод, Волжский моторный завод и ряд других предприятий.

Автор: Иван ПЕТРОВ — «Финансовые известия»

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Кто должен заботиться о пенсионных выплатах?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: