Объявленная Минпромторгом программа утилизации автохлама не заработала с 1 сентября — нет постановления правительства. Автозаводы пока сами предоставляют скидки.
Госпрограмма утилизации автомобилей, которая должна была возобновиться в России 1 сентября, еще не заработала — не утверждено соответствующее постановление правительства. Об этом рассказали «Ведомостям» сотрудники трех автомобильных компаний. Каковы причины промедления, они не знают.
Поэтому ряд автоконцернов, не дожидаясь государства, запустили собственные программы утилизации. Среди них «АвтоВАЗ», «Камаз», ГАЗ, «Соллерс», PSA Peugeot Citroen и Ford Sollers.
Условия их программ в целом похожи на те, что были анонсированы в августе министром промышленности Денисом Мантуровым: при сдаче автомобилей в утиль в сентябре — декабре 2014 г. можно получить скидку на покупку новой машины от 50 000 руб. (легковые) до 350 000 руб. (грузовики и автобусы). При трейд-ине, который планируется в этот раз добавить в госпрограмму утилизации, скидка меньше на 10 000-50 000 руб. Небольшие отличия есть по срокам (например, у «АвтоВАЗа» программа действует с 4 сентября до 15 декабря, у «Камаза» — с 8 сентября до 31 декабря) и размеру скидки (у Ford Sollers он одинаков и при утилизации, и при трейд-ине, программа действует до 30 сентября и касается двух моделей).
Люди, близкие к автоконцернам, говорят, что запустили программы в расчете на то, что им впоследствии государство компенсирует предоставленные скидки. «Конечно, существуют риски — например, что государство компенсирует не все. Но с учетом усиливающегося падения продаж автомобилей эти риски оправданны», — сказал один из собеседников «Ведомостей».
Представители Toyota, GM и СП «Джи эм — АвтоВАЗ» сообщили «Ведомостям», что их компании будут ждать появления документа, регламентирующего госпрограмму утилизации. Но когда он появится, неизвестно. Представитель Минпромторга на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Постановление правительства появится в ноябре, знают человек, близкий к рабочей группе разработчиков, и сотрудник одного из автоконцернов. Сотрудник другой компании слышал, что это может произойти в течение месяца.
Представители двух иностранных автомобильных компаний, которые пока не объявляли о старте собственных программ утилизации, говорят, что вряд ли будут ждать ноября. В этом случае эффект от программы утилизации будет минимальным, объясняют они.
С учетом падения на рынке — продажи автомобилей в январе — августе упали на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — автоконцернам сейчас в любом случае нужно запускать широкую скидочную кампанию. Утилизационная программа — хороший информационный повод для этого, считает гендиректор портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив.
Поэтому, даже если государство не компенсирует им все скидки, автозаводы ничего не потеряют, думает он. Государство может использовать возникшую паузу с утверждением механизма для анализа реального эффекта от программ утилизации автоконцернов, чтобы потом, например, скорректировать параметры госпрограммы, говорит Дацкив.