Повелители кукол

20 апреля 2012 08:51
 10029

Сравнительно недавно в бизнес на искусстве стремительно ворвался новый тренд – авторские куклы. И буквально за десятилетие он занял уверенное третье место по денежному обороту после рынков антиквариата и живописи. Причем самый большой вес в нем имеют российские имена, а в Тольятти не только делают куклы, но и довольно неплохо ими торгуют.

Такой же бизнес

«Очень хорошо помним первый час работы первой в Тольятти выставки авторских вещей ручной работы, – рассказывают Наталья Мирлас и Мария Ходырова, владельцы популярной мастерской творческих подарков «Артишок». – Мы лениво развешиваем ценники, не веря в возможность сделать в нашем городе деньги на чем-то концептуальном, единичном и с маркой made in Rassia. Заходит первый любопытный. Говорит, что нас очень не хватало, и покупает разных предметов на 1 тыс. рублей. Потом заглядывает второй энтузиаст. И уже скоро мы открываем свой магазин».

Главной особенностью нового бизнеса в провинции оказалось желание каждого второго ценителя прекрасного лично поучаствовать в создании реализуемого ассортимента. «Каждый день к нам приносили кошек или зайцев, сделанных из пробок от шампанского и неравномерно покрытых акварелью в голубой цвет. Вместо хвоста – проволока, глаза нарисованы перманентным маркером, – говорит Наталья Мирлас. – Многие до сих пор не понимают: это не ярмарка детских поделок. Это реальный бизнес, где каждая вещь – результат кропотливой работы пары профессиональных рук».

Больше, чем бизнес

Несмотря на то, что в отечественных рыночных реалиях куда выгоднее заниматься перепродажей китайских товаров, а не авторским производством, самая многочисленная группа успешных «кукольников» и обожателей их творчества выросла в России. Особенно славятся плеядами коллекционеров-кукольников, частные собрания которых насчитывают до пятисот экземпляров, Москва и Пермь. Отдельное место занимает и Тольятти. 

«Многие наши дизайнеры и художники сформировали из своего имени серьезный бренд на мировом рынке как раз благодаря магазинам авторских подарков. Например, коллекционные медведи тольяттинского производства – размером с ладонь – активно реализуются на столичных выставках по 10 тыс. рублей каждый», – рассказывает Татьяна Манычева, директор первого в городе магазина подарков ручной работы «Страна чудес», открывшегося в 2007 году.

Ценообразование строится на трех факторах. Во-первых, личность художника вкупе с его уникальной манерой. «В городе, как и в стране, немало коллекционеров, ведущих охоту уже не столько за отдельными работами, сколько за конкретными именами», – комментирует член творческого союза художников «Солярис» Анна Чуланова, регулярно выставляющаяся в Москве и за рубежом. Во-вторых, стоимость оборудования мастера – станций, бормашинок. «Цена одной только бормашины, за которой я работаю, 10 тыс. рублей», – добавляет Анна. В-третьих, отведенное на работу время. «Это самый главный фактор», – заключает художник. Куклы, создающиеся на основе сочетания множества сложнейших техник – начиная от использования витражей, заканчивая просто трудоемкой технической конструкцией – изготавливаются до полугода.

Впрочем, сложные персонажи в основном приобретают столичные или европейские коллекционеры. В Тольятти приобретение авторских вещей с внушительным ценником интересует небольшое количество людей. Сегодня у них популярны реалистичные персонажи, а главная тенденция – дарить друг другу портретные куклы. Стоимость творческой интерпретации образа конкретного человека обойдется минимум в $1 тыс. «Это совсем не сувенирная продукция. И не игрушки. Это больше, чем бизнес. Самостоятельные произведения искусства», – утверждает Анна Чуланова.

Совсем не бизнес

В среднем за день с полок местных магазинов уходит 2-3 произведения кукольного искусства. Правда, ценник там заметно ниже, чем в портретных вещах. Самая дорогая вещь, украшающая сегодня витрину магазина «Страна чудес», – колоритная «женщина с котом» – стоит 20 тыс. рублей.

«Но такая продукция может стоять не один месяц и даже год, – рассказывает Татьяна Манычева. – Если же изделие не продается больше года, то его приходится возвращать автору. Существенные суммы оставляют столичные ценители прекрасного и иностранные гости АВТОВАЗа, зачастившие в наши широты. Многие знают, что в Москве аналогичная продукция стоит в разы дороже, поэтому по приезде в Тольятти традиционно заходят к нам».

Тем не менее даже представители французской и японской автомобильной     промышленности пока не могут поднять местный кукольный бизнес до серьезных финансовых высот. «Главная причина – отсутствие интереса к данному сегменту у руководителей городских торговых центров. Как правило, нам предлагают или абсолютно непроходимые места, или рисуют такие суммы за аренду, которые сразу напрочь убивают весь бизнес. А ведь наценка на ручные товары минимальна – 20-40%», – поясняет Наталья Мирлас.

«Сегодня удержаться на рынке можно только в одном случае: реализуя не только ручную работу, но и промышленную продукцию со значительной наценкой. Или тематические материалы, например ткани, пользующиеся большим спросом среди любителей hand made, – дополняет Татьяна Манычева. – Так что пока это еще не бизнес».

Текст: Елена Крывун

На фото работа Анны Чулановой «Путеводная свинья». Согласно легенде, когда не было электронных компасов, заблудившиеся моряки бросали за борт свинью. Потому что она всегда знает, где берег.

Источник: Газета "Понедельник"

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: