31 мая 09:08
933

Самокат: как работает сервис экспресс-доставки?

Самокат: как работает сервис экспресс-доставки?

31 мая в Тольятти начал работу онлайн-ритейлер с доставкой товаров за 15 минут Самокат. В начале весны компания объявила о планах за три месяца выйти во все крупные города России. В марте Самокат заработал в Самаре, теперь услуга быстрой доставки продуктов питания, товаров для дома и косметики стала доступна и для жителей Тольятти.

Всего 2 года назад курьеры Самоката осуществляли доставку только в четырех районах Санкт-Петербурга. А уже сегодня Тольятти стал 16 городом на карте России, где доступна услуга почти мгновенной доставки Самоката. Так компания строит первый в России и мире федеральный онлайн-ритейл реального времени.

Как это работает?

Курьеры Самоката доставляют товары на велосипедах за 15-30 минут в зависимости от зоны доставки. Такая оперативность возможна благодаря “дарксторам” или центрам формирования заказов, которые Самокат открывает в разных районах города: на сборку уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20.

До конца месяца сервис разместит на территории Тольятти около 10 дарксторов для покрытия всего города. Всего в 15 городах России уже действует более 580 дарксторов, а курьеры Самоката каждый день доставляют свыше 170.000 заказов.

“У меня большой опыт работы в офлайне, – рассказывает основатель сервиса Вячеслав Бочаров. – При открытии физического магазина обычно учитывается несколько факторов. Размер района с точки зрения плотности проживания и бюджета семьи на продукты. Конкурентная среда и местонахождение конкурентов, а также сколько людей проходит через конкретную точку, где будет магазин. В нашем случае место не имеет значения с точки зрения его проходимости. Если даркстор находится не на первой линии, а в глубине района, то такое положение даже более выигрышно. Маршруты курьеров в этом случае можно строить с большим количеством комбинаций, логистика получается менее затратной. При открытии нового даркстора мы учитываем количество жителей, радиус действия услуги и бюджет семьи”.

Даркстор Самоката, на первый взгляд, выглядит как обычный магазин — такие же стеллажи с товарами, только без покупателей. Вместо них в дарксторе работаю сборщики и товароведы.

“В обычном магазине конфигурация расположения товарных групп устроена так, чтобы покупатель проделал как можно более долгий путь до товаров, которые ему нужны в повседневной жизни, – поясняет Вячеслав Бочаров. – Охлажденные продукты, молочка, хлеб обычно находятся в конце магазина. У нас все наоборот. Товары, которые пользуются наибольшим спросом, мы ставим в начало линии сборки. Распределение товаров также зависит от того, насколько они тяжелые. Хрупкие продукты должны оказаться в пакете наверху: никому не хочется получить мятые мандарины или раздавленный виноград”.

Когда клиент нажимает кнопку “заказать”, начинается сборка заказа. Уведомление появляется в приложении сборщика в виде списка. Для удобства сотрудников каждый пункт сопровождается фотографией товара. Сами товары расположены так, чтобы маршрут сборщика по даркстору получился минимальным. По даркстору сотрудники передвигаются с тележками, в которых установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация автоматически дублируется в приложении. Заказ уже в собранном виде передается курьеру.

“Почти все процессы в дарксторе автоматизированы, – рассказывает Вячеслав Бочаров. – Есть отдельный алгоритм, который мониторит товарные остатки. Есть алгоритм, который отслеживает сроки годности и дает сигнал о снятии позиции, у которой этот срок истек. Потому случаи, когда пользователи «Самоката» получают просрочку, очень редки. И чаще всего это системный баг, а не ошибка человека, который собирает заказ”.

Цель Самоката – сделать так, чтобы любой человек мог получать необходимые товары дома почти мгновенно. Для этого онлайн-ритейлер много инвестирует в разработку IT-инструментов. Искусственный интеллект, например, помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.

“Общая численность сотрудников Самоката – около 18 000 человек, – говорит Вячеслав Бочаров. – Курьеры составляют большую часть. И это единственные люди, которых видят наши клиенты. Мы относимся к своим сотрудникам серьезно и стараемся обеспечить для них комфортные условия: начиная от обустройства быта внутри точки и заканчивая удобством формы. Например, нам удалось сделать хорошие куртки. Настолько, что я видел курьеров, которые, видимо, подрабатывают в нескольких местах, в наших куртках с рюкзаками других сервисов”.

Что выбирают покупатели?

Оформить и получить заказ жители Тольятти смогут с 8 утра до 23 часов вечера. В ассортименте Самоката более 2500 товаров повседневного спроса: это продукты питания, напитки, бытовая химия, косметика и сопутствующие товары. Набор товаров в дарксторе, по сути, повторяет ассортимент стандартного “магазина у дома”, за исключением алкоголя и сигарет.

На витрине Самоката представлены товары от самых разных производителей, в том числе — около 200 продуктов от популярных поволжских брендов мясной гастрономии, молочной продукции, хлебобулочных изделий и других категорий.

Более 460 позиций в ассортименте даркстора составляют товары собственной торговой марки “Самокат”, и эта цифра постоянно растет.

“Мы пытаемся делать продукты, которые имеют дополнительные свойства, и рассказываем об этом нашим покупателям, – говорит Вячеслав Бочаров, – В частной марке мы формируем свой собственный набор позиций, который нам интересен. Это не та история, когда берется рецептура производителя и клеится наша этикетка”.

Доставка в Самокате всегда бесплатная, а минимальная сумма заказа составляет всего 100 рублей.

«Наша цель – изменить отношение горожан к рутинным задачам и времени, которое они тратят на покупку еды. Самокат — это, прежде всего ваше, свободное время для любимых занятий и общения с близкими. Только за прошлый год курьеры Самоката подарили нашим пользователям 1000 лет свободного времени, – отмечает Вячеслав Бочаров, основатель онлайн-ритейлера Самокат, – Нам казалось несправедливым, что доступ к нашей услуге есть только у жителей нескольких городов России, поэтому ближайшие три месяца мы запустим сервис во всех городах-миллионниках, чтобы любой человек смог получать необходимые товары с почти мгновенной доставкой на дом”.

Материал публикуется на правах рекламы

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Вы занимаетесь спортом?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: