В начале августа ОАО «АвтоВАЗ» раскрыло информацию о результатах деятельности за 2007 год. Рост выручки составил всего 4,2% (со 180 до 187,5 млрд) при падении валовой прибыли от реализации с 31 до 29,5 млрд руб. Прибыль от основной деятельности — продажи автомобилей -также показала снижение с 9,7 млрд до 8,7 млрд рублей.
Показатель чистой прибыли демонстрирует сомнительный рост в сравнении хотя бы с уровнем инфляции. С 3,524 млрд рублей в 2006 году автогигант сумел увеличить прибыль до 3,669 млрд рублей в 2007 году. Рост составил 4,11 %.
Согласно отчету федерального Министерства экономического развития, инфляция в 2007 году составила 11,9%. Между тем и этот весьма относительный рост показателей был обеспечен «бумажными» методами — выведением средств из резервов предприятия, сформированных в прошлых годах, и отнесением их к статьям операционных доходов и чистой прибыли.
Так, списание налоговой задолженности по штрафам и пеням в размере 1,73 млрд рублей было отнесено финансистами АвтоВАЗа в графу «чистой прибыли от списания задолженности от налогообложения». На АвтоВАЗе пояснили, что списание задолженности в этом случае стало возможным благодаря своевременному погашению налоговых обязательств общества в полном объеме. Еще 1,591 млрд рублей в статье «прочие операционные доходы» АвтоВАЗ обеспечил себе за счет вывода средств из ранее сформированного резерва по претензиям налоговых органов. Таким образом, резервный фонд АвтоВАЗа был сокращен с 3,136 млрд рублей (на начало 2007 года) до 1,624 млрд (на конец).
Такими же «бумажными» методами удалось финансистам автогиганта увеличить и показатель рентабельности по ЕВITDА Согласно расчетам аналитиков группы CIG Натальи Сорокиной и Ирины Иртеговой, показатель рентабельности компании по ЕВITDА увеличился с 9,3% до 10,6%, а чистая рентабельность выросла с 1,7% в 2006 году до 1,8% в 2007 году. Однако аналитики CIG отмечают, что улучшение показателя рентабельности по ЕВГГОА было достигнуто во многом благодаря доходу от восстановления резерва на уменьшение стоимости вложений в ЗАО «Джи Эм-АвтоВАЗ» в размере 1,44 млрд рублей. На ВАЗе уменьшение стоимости вложения объясняют улучшением результатов деятельности дочернего предприятия в 2006-2007 годах и отсутствием необходимости в созданном ранее резерве под обесценение. Интересно, что в отчете по МСФО восстановленные 1,44 млрд рублей отнесены к операционным доходам, в то время как, по мнению аналитиков группы CIG, было бы уместнее отнести их в неоперационные доходы. Наталья Сорокина отмечает, что в случае, если компания прогнозирует какие-либо крупные расходы или риски, способные отразиться на финансовых показателях, формируются резервные накопления с обоснованием расходов. Чаще всего эта сумма отражается лишь в отчете предприятия, не подразумевая под собой реального накопления денежных средств. После того как ситуация становится очевидной — выигрываются суды, списывается задолженность — резервы отражаются в консолидированном отчете о прибылях и убытках в графе неоперационных доходов.
Источник в одной из аудиторских компаний после ознакомления с отчетом АвтоВАЗа отметил, что приведенные выше цифры действительно можно отнести к «бумажным». Он объяснил, что все эти показатели так или иначе оказали влияние на формирование чистой прибыли АвтоВАЗа и прибыли от основной деятельности. И хотя формально у АвтоВАЗа все стабильно и вхождение Renault на предприятие аналитиками расценивается как «позитивный фактор, который может создать предпосылки для увеличения долгосрочного потенциала роста котировок бумаг АвтоВАЗа», фактически за текущее полугодие они значительно упали: с $2 в феврале этого года до $0,98 на 7 августа. Некоторые инвестиционные компании сменили рекомендации по ценным бумагам АвтоВАЗа. Так, CIG сохранила рекомендацию «держать» по обыкновенным акциям предприятия и снизила до «держать» рекомендацию по привилегированным.
Сомнительный рост прибыли автогиганта никак не сказался на снижении расходов предприятия.
Наоборот, основные статьи расходов существенно выросли. Наибольший рост показали затраты на амортизацию — с 7млрд до 9,4 млрд руб. Оплата труда выросла с 7 млрд руб. до 8,7 млрд руб. при том, что АвтоВАЗ показал снижение численности персонала со 150 тыс. до 129,5 тыс. В то же время расчеты с поставщиками показали незначительный рост — с 22 млрд руб. до 23 млрд руб. Кроме того, можно отметить снижение договорных обязательств предприятия по договорам на закупки у третьих сторон. За год обязательства снизились с 1,1 млрд руб. до 613 млн руб.