20 октября 2000 17:03
10068

ТОЛЬЯТТИАЗОТ ЖЕЛАЕТ ВЕРНУТЬ СВОИ ДОЛЛАРЫ

16 октября на заседании бюджетно-экономической комиссии Тольяттинской городской думы рассматривался вопрос долговых отношений города и ОАО Тольяттиазот. Суть претензий сводилась к тому, что химики желали получить долги предприятия, обязательства по которым город в этом году взял на себя — примерно 76 млн. р. Странным выглядит то, что ТоАЗ за выбиванием долгов обратился не в арбитражный суд, а в думу.

Надо отдать должное парламентариям: с подачи вице-спикера Александра Ясинского комиссия приняла единственно правильное решение — отправить долги туда, откуда они возникли, — в мэрию. Исполнительная власть получила рекомендацию рассмотреть просьбу ТоАЗа до ноября.

Но история на этом не закончилась. Как выяснилось на следующий день, все документы по этому делу оказались закрыты для прессы. Однако нашему корреспонденту удалось с ними ознакомиться. Результаты этого знакомства мы предлагаем нашим читателям.

Был бы повод

Не исключено, что причиной парламентской скрытности стало письменное обращение управляющего ОАО Тольяттиазот А. Макарова к мэру Николаю Уткину, появившееся на свет 17 октября. Однако химики явно допустили тактическую ошибку, прежде направив документы в думу и тем самым сделав их на короткий срок достоянием гласности. Зачем это понадобилось предприятию, сказать трудно. Единственная версия — имеющееся в думе лобби. Видимо, на ТоАЗе забыли, что из четырех их кандидатов в городской парламент пробился лишь Борис Зоркальцев. Так что лобби оказалось слишком слабым.

Формальным же поводом для обращения в думу послужил срыв городом графика долга старого «Водоканала», по которому город также задолжал ТоАЗу 37 миллионов рублей. («Презент Центр» подробно писал об этом.)

Как было заявлено в письме Макарова председателю гордумы Александру Дроботову, первые два платежа за июль и август текущего года были сорваны, что привело к возникновению у ТоАЗа недоимки по его платежам в бюджет, по которой уже начисляются пени. Однако этот прецедент не послужил поводом для обращения в суд и вылился лишь в обращение к городской думе. Не исключено, что решающую роль здесь сыграла вторая половина долга за проданные транспортным предприятиям «Икарусы» тоазовского производства. И то, что за самим ТоАЗом числится долг перед городом в 49 млн. р.

Тольятти в долларовой зоне

В 1997 году, в период аналогичного нынешнему «бурного подъема» отечественной экономики, ТПАТК, ТПАТП-1 и ТПАТП-3 приобрели у ТоАЗа автобусы. Причем сумма в контракте была определена в долларах, но с учетом действующего законодательства расчет шел в рублях по текущему курсу. В то время, если помните, инфляция держалась на приемлемом уровне, и такие сделки совершались сплошь и рядом. Однако и в 1997 году расчет шел не лучшим образом, а после августа 1998 года стал для транспортников и вовсе нереальным.

На 1 января 2000 года по акту сверки сумма долга перед ТоАЗом составила чуть больше $1,3 млн. Тем не менее в первые три месяца 2000 года Тольяттиазот получил в счет этого долга $522,6 тыс. В апреле этого года, под занавес правления мэра Сергея Жилкина, между заводом и муниципалитетом был заключен договор, по которому город приобрел у Тольяттиазота право требования этого долга с транспортных предприятий, взяв на себя обязательства расплатиться с химиками с 1 апреля 2001 года по 1 июля 2002-го.

В одном из дополнительных соглашений к этому договору появился штраф 61 млн. р. (!) тоазовского производства, в случае невыполнения городом своих обязательств. Во втором — условие досрочного погашения долга. Для этого было необходимо лишь внести изменения в бюджет-2000. Если верить письму начальника финансового управления мэрии Валентины Прокофьевой, данная сумма была включена в проект уточнения бюджета на текущий год. Хотя никакого уточнения не случилось. Что, в общем-то, неудивительно, так как в городе просто сменилась власть. Между тем желание получить долг сразу осталось — оно-то и подтолкнуло руководство ТоАЗа к походу в думу, то есть к огласке всей операции.

Но самое удивительное в том, что при заключении апрельских соглашений сумма долга (в противовес традиционным способам реструктуризации безнадежных долгов) так и осталась в долларовом эквиваленте. Нетрудно посчитать, что если по докризисному курсу это означало около 5 млн. р., то сегодня эта сумма превысила 22 млн. Кроме того, весенние полмиллиона баксов были также выплачены по курсу ЦБ, иначе говоря, в рублях ТоАЗ получил 14 млн. р., что соизмеримо с общей суммой докризисного долга. В довершение всего мэр на одном из брифингов заявил об очередной партии автобусов, которые ТоАЗ продаст городу в рассрочку. И тут не совсем понятно: то ли завод с барского плеча помогает городу поддерживать подвижной состав в рабочем состоянии, то ли город берет продукцию, ликвидность которой вызывает сомнения.

Одну долю наследства на другую

Теперь ясно, почему обсуждение этого вопроса на думе чуть не превратилось в фарс. Вице-спикер Александр Ясинский сразу же удивился: зачем ТоАЗ обратился в думу, при чем здесь доллары — и предложил сравнить долларовую цену автобусов со стоимостью, по которой они числятся на балансе автопредприятий. По его мнению, здесь мы имеем сделку «уголовного характера».

В ответ заместитель управляющего Тольяттиазота Александр Кондаков лишь заявил о необходимости внести изменения в бюджет и о потерянных на приобретение импортных комплектующих долларах. Под занавес обсуждения депутат Борислав Гринблат поинтересовался, не возьмет ли ТоАЗ в счет долга памятник Николаю Угоднику. Как-никак, тоже наследство бывшего мэра.

Между тем переуступка требования долга ТПАТП-1 воскрешает в памяти попытку группы Павла Алешкина взять это муниципальное предприятие, с которым ВАЗ расплачивался автомобилями, под контроль. В свое время предложение это было подвергнуто тщательной проверке. В нашем же случае, со своим долгом в $300 тыс. и штрафных санкций к нему, АТП оказывается в прямой зависимости от мэрии. (Возможно, прежняя администрация рассчитывала сохранить гораздо большее влияние в городе. И в этом случае лишний финансовый поток не помешал бы…)

В итоге прений дума предложила Тольяттиазоту обратиться в мэрию, чтобы исполнительная власть сама выступила с законодательной инициативой по внесению изменений в бюджет и отвела для этого срок — до ноября текущего года. «Презент Центр» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Павел Андреев

Александр Ясинский,

заместитель председателя городской думы:

— Вопрос ТоАЗа был направлен явно не по адресу: дума не занимается разборками хозяйственных операций. Всю эту ахинею нужно подвергнуть ревизии. Автобусы приходовали в рублях, ни о каких долларах не было и речи. По курсу 1997 года долг составлял 6 млн. р., почему эта сумма превратилась в 37 млн.? На обсуждении кто-то сказал, что Тольяттиазоту просто нужно покупать валюту. Извините, но Тольяттиазот — продающая валюту организация, и ничего они на это дело не тратят.

— Разночтения между балансовой стоимостью, по которой автобусы числятся у транспортных предприятий, и ценой по контракту могут стать прецедентом для признания договора о переуступке требования долга ничтожным?

— Без всяких вопросов.

— Вы обратили внимание на то, что к основному договору было приложено дополнительное соглашение, где появился штраф в 61 млн. р.?

— Это шантаж. Я полез на рожон, когда Ренц показал мне этот документ.

— Но ведь было еще одно допсоглашение, гласящее, что сумма может быть погашена досрочно в случае внесения изменений в бюджет-2000. Но это уже компетенция думы…

— По Бюджетному кодексу, при перевыполнении бюджета (а он перевыполняется) превышение доходов над расходами используется мэрией самостоятельно на погашение долгов.

Борис Зоркальцев,

депутат думы, главный энергетик ОАО Тольяттиазот:

— Мы не такие кровожадные, чтобы сразу подавать дело в суд. Расплата по договору о поставке автобусов составила примерно 15 млн. р. Мы пошли на переуступку городу прав требования долга с транспортных предприятий. Мало того, зная проблемы города, мы предложили муниципалитету еще 10 автобусов с рассрочкой платежей на 2 года.

— После августа 1998 года встала проблема реструктуризации долгов. Город взял на себя обязательства в валютном эквиваленте. Но ведь в автобусах присутствует не только валютная составляющая…

— Все комплектующие мы покупаем за границей за валюту. Если бы транспортные предприятия вовремя с нами расплатились до августа 1998-го, вопрос вообще не возник бы.

— Почему к основному договору было заключено дополнительное соглашение со штрафом в 61 млн. р.?

— Это вопрос к финансистам, я не буду его комментировать.

— Почему предприятие обратилось в думу? Ведь бюджет исполняется с профицитом, и мэрия может гасить долги без согласия городского парламента…

— Это все от безысходности. Мы неоднократно выходили на мэра, исписали тонны бумаги. У нас хорошие отношения с городом, но результат нулевой. Мы решили — пусть дума об этом знает, может, удастся найти какой-то компромиссный вариант.

Николай Уткин,

мэр г. Тольятти:

— По автобусам никаких сомнений нет. По «Водоканалу» можно было, конечно, повоевать, и пусть бы ТоАЗ получал свои долги в соответствии с очередностью кредиторов. Но мы пошли на компромиссный вариант.

— Сегодня руководство ТоАЗа заявляет о просроченных платежах…

— Нет пока просроченных. Первый платеж прошел, пройдет и второй. По обеим задолженностям у нас есть договоры с Тольяттиазотом о проведении платежей в рассрочку. В решении думы не сказано, откуда взять эти деньги. Это уже наша компетенция, как двух хозяйствующих субъектов.

— В таком случае, как объяснить выход администрации ТоАЗа на думу?

— Они не выходили. Я вчера (разговор проходил 18 октября. — П. А.) получил обращение от Макарова, где он напоминает о том, что срывается выполнение наших договоренностей.

— Штрафные санкции в 61 млн. р. — не слишком ли велики для данного договора?

— У нас этот вопрос даже не обсуждался.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: