Тупик отечественного автопрома

14 мая 2007 13:19
 14981

 Ежегодно доля продаж на общем автомобильном рынке российского гиганта снижается, склады периодически забиваются автомобилями, которые никто не покупает. Люди отдают предпочтение недорогим и качественным иномаркам, которых с каждым годом становится все больше и больше. Иностранные автопроизводители изобретают и совершенствуют технологии, а для отечественного автопрома время оказалось безвозвратно упущено. Чтобы спасти то, что еще осталось, решено продать блокпакет акций «АвтоВаза» зарубежным компаниям.
Сегодня «Рособоронэкспорт» контролирует около 70% акций «АвтоВАЗа» и намерен оставить себе более 50% акций. Об этом накануне заявил председатель совета директоров «АвтоВАЗа» и гендиректор ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) Сергей Чемезов. Автозавод ведет переговоры с Magna, Renault, Fiat и Porsche. Если же с потенциальными покупателями-инвесторами договориться не получится, «АвтоВАЗ» планирует провести IPO. Специалисты такую перспективу считают весьма сомнительным и в один голос утверждают, что для отечественного гиганта наилучшим выходом из надвигающегося кризиса была бы продажа блокпакета именно иностранным компаниям. Однако, те пока не горят желанием его покупать.
На первый взгляд, «АвтоВаз» не кажется «умирающим» предприятием. Например, в прошлом году завод произвел почти 1 млн автомобилей, превысив план на 1,6%. По итогам года было реализовано 724 тыс. автомобилей. Машины экспортируются за рубеж, прибыль растет. Но количество дешевых иномарок, которые появляются на рынке, растет еще быстрее, и, как следствие, доля вазовских автомобилей сократилась с 40% до 35%. И, несмотря на определенную популярность российского автомобиля, эта доля, как говорят эксперты, будет неуклонно падать.
«Если мы посмотрим на прошлый год, то наблюдалось и затоваривание склада, и сокращение общей доли рынка. Есть основание предполагать, что эта тенденция продолжится, потому что на рынке появляются бюджетные иномарки», — заявила аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова.
Все то время, пока отечественный автопром находился в состоянии застоя, передовые технологии стремительно развивались. А затем автомобили, сделанные на их основе, ворвались на российский рынок. Вначале в России стали появляться заводы по сбору иномарок (как известно, автомобили выгоднее собирать на месте, чем ввозить готовые), затем правительство серьезно снизило пошлины на ввоз импортных комплектующих. А в свете вступления России в ВТО, которое повлечет беспрепятственный ввоз иномарок в Россию, перспективы «АвтоВаза» выглядят совсем печально. Из-за этих и ряда других причин мы имеем то, что имеем.
«АвтоВазу», действительно, необходим надежный партнер», — отмечает аналитик инвестиционно-финансовой компании «Метрополь» Александр Жуков. В этом же уверена и аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли: «Руководство компании поняло, все равно, нужно создавать совместное предприятие с иностранными производителями. Соглашение с иностранными партнерами будет достаточно перспективным». «Опыт российских компаний, работающих с иностранными партнерами, показывает, что это более эффективный путь развития», — заявляет аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова.
Оно, конечно, так, но говорить, что иностранцы мечтают о кусочке «АвтоВаза», тоже нельзя. Впрочем, некоторое время назад Renault делало предложение о покупке руководителям предприятия, однако те отказались. Причины неизвестны, но, аналитики полагают, что либо из-за невыгодных условий, либо из-за того, что отечественный гигант хотел полностью контролировать предприятие. По прошествии времени стало ясно, что частью контроля все-таки придется пожертвовать. Напомним, речь идет о блокирующем 25%-ном пакете акций, который позволяет не пропускать те или иные решения, продвигать свои предложения на собрание акционеров и так далее.
Из четырех возможных покупателей — Magna, Renault, Fiat и Porsche – серьезно можно рассматривать лишь двух. «Porsche вряд ли будет приобретать долю в «АвтоВазе». Он, во-первых, сейчас занят поглощением Volkswagen, во-вторых, не выпускает автомобили в такой ценовой нише, которую занимает «АвтоВаз», — считает Марина Иркли. Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Кипа добавляет: «Porsche не специализируется на автомобилях низкого класса». Что за касается Fiat, то эта компания активно сотрудничает со «Северсталь-авто» и дальнейшее продвижение на российский рынок, скорее всего, будет продолжать через этого партнера.
Остаются Magna и Renault. С первой компанией «АвтоВаз» уже сотрудничает, идет совместное создание автомобиля на унифицированной платформе класса «С», а также сборочного производства мощностью 450 тыс. автомобилей в год. По сообщению пресс-службы «АвтоВаза» в настоящее время сформирована документация на все системы будущего автомобиля, определен технический уровень, подтверждена цена (она будет не выше $12 000). Выпуск новой машины планируется начать с конца 2009 года. Но канадцы лишь подбирают комплектующие, а не разрабатывают автомобиль.
Как считает аналитик ИК «Метрополь» Александр Жуков, возможно, что 25% акций купит Magna: «Magna будет участвовать в производстве новой модели. В качестве оплаты в этом проекте «АвтоВаз» мог бы передать часть акций». Другие эксперты склонны считать, что сотрудничество Magna и «АвтоВаза» ограничится тем, что есть сейчас.
Впрочем, и Александр Жуков называет самым вероятным покупателем все-таки Renault. С ним согласна аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли: «Возможно, они захотят купить долю в «АвтоВазе».
Только, по словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Кипы, переговоры сильно затягиваются, и этому есть причины. «Renault настаивает на том, чтобы не строить совместное предприятие, а предлагает «АвтоВазу» купить лицензию на определенные производства. Но это не устраивает российскую сторону ни по цене, ни по перспективам», — отмечает Дмитрий Кипа. Преимущество сотрудничества, которое считает для себя приемлемым «АвтоВАЗ», заключается в том, что российская компания при наличии платформы и технологий французов сможет более гибко подойти к производству новых моделей, в отличие от лицензионной сборки, которая лишь частично и на короткое время решит проблему «АвтоВАЗа» по удержанию своей доли рынка.
Удастся ли компаниям договориться, неизвестно. В случае, если нет, рассматривается вариант проведения IPO. Хотя, учитывая то, что «АвтоВаз» нуждается, в первую очередь, в технологиях, выгода от IPO вовсе не очевидна. «Просто так технологии никто не продаст, или продадут с отставанием в пять-шесть лет, а пока производство поставят на поток, это уже будет отставание в десять лет. В итоге «АвтоВаз» придет к тому же, что и сейчас», — считает Александр Жуков.
Кроме того, неизвестно, кто будет покупать акции «АвтоВаза». «Если мы говорим о текущем положении, то акции данного эмитента выглядят не очень привлекательно, в виду того, что оценку компании сейчас сделать проблематично ввиду отсутствия конкретной информации о ее будущем развитии», — говорит аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова.
Опять же, по мнению Дмитрия Кипы целесообразнее было бы продать пакет стратегическому партнеру, поскольку «перспективы IPO не очень радужные. Но «АвтоВазу» необходимо максимально быстро отреагировать на изменения конъюнктуры отечественного авторынка, и выдать новую модель, чтобы не остаться позади всех».
На сегодняшний день компания самостоятельно не может разработать автомобиль, который бы принципиально отличался от предыдущих моделей. Как известно, новая «Лада-Приора» является лишь ребрендинговой «десяткой». По оценке аналитика ИК «Проспект», она сможет еще около двух лет поддерживать продажи «АвтоВаза».
Итак, Россия фактически лишается отечественного автопрома. Страна, которая строит лучшие самолеты, танки, космические корабли, не в состоянии построить конкурентоспособный автомобиль без помощи иностранцев…

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: