О том, что ОАО «Лада-Сервис» может провести допэмиссию акций, «Ъ» рассказал источник, близкий к компании. По его словам, такое предложение содержится в письме президента «Лады-Сервис» Александра Пронина на имя вице-президента по корпоративному управлению АвтоВАЗа Полины Гришиной. «Предложение оформлено как дополнительные вопросы к повестке совета директоров «Лады-Сервис» — он должен состояться 3 ноября, но господин Пронин просит перенести его на период после 11 ноября (госпожа Гришина с 5 октября входит в совет директоров дилера)»,— пояснил собеседник «Ъ». Параметры дополнительного выпуска не указаны. В письме Александр Пронин также предлагает рассмотреть вопрос о централизации поставок автомобилей для дочерних дилеров концерна через «Ладу-Сервис», добавил источник «Ъ» (сейчас заказы каждый дилер холдинга формирует самостоятельно).
Директор по коммуникациям «Лады-Сервис» Артур Селищев подтвердил, что письмо от господина Пронина «с рядом предложений для рассмотрения на совете директоров компании» отправлено на АвтоВАЗ, но от более подробных комментариев отказался. «Письма от «Лады-Сервис» по различным вопросам и c различными предложениями по дальнейшей работе мы получаем регулярно. Говорить о каком-то принятом решении преждевременно»,— сообщил директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков.
Для выкупа допэмиссии «Лады-Сервис» существует три варианта, отмечает источник «Ъ»: докапитализацию дилера осуществляет сам АвтоВАЗ; акции компании реализовываются внешнему инвестору; доля выкупается менеджментом «Лады-Сервис». «При этом два последних варианта становятся экономически привлекательными только при условии получения контрольного пакета акций в увеличенном уставном капитале и расширения портфеля брендов, позволяющих увеличить рентабельность бизнеса»,— поясняет собеседник «Ъ». Рентабельность по EBITDA «Лады-Сервис» он оценивает на уровне 1%, в то время как у мультибрендовых дилеров она составляет 4-6%.
«В условиях, когда АвтоВАЗ сам остро нуждается в финансировании, поддержка дилера со стороны завода выглядит маловероятной, а внешних инвесторов скорее заинтересуют отдельно стоящие салоны, чем весь холдинг»,— сомневается аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. Общий долг АвтоВАЗа на текущий момент составляет 62 млрд руб., а к концу года вырастет до 75,2 млрд руб. (по итогам шести месяцев 2009 года чистый убыток концерна составил 19,6 млрд руб.). Текущий долг «Лады-Сервис», по данным компании, составляет примерно 4 млрд руб. С начала года в 12 из 76 дилерских предприятий «Лады-Сервис» уже началась процедура банкротства.
Опрошенные «Ъ» столичные дилеры считают наиболее логичным вариант выкупа допэмисии менеджментом «Лады-Сервис», тем более что «опыт участия в подобных проектах у него уже есть». Александр Пронин в мае 2008 года продал принадлежащий ему контрольный пакет когда-то крупнейшего дилерского холдинга «Элекс-Полюс» своему партнеру Игорю Лисютину.
Продажа пакета внешнему инвестору может поставить под угрозу гарантированный сбыт для АвтоВАЗа, указывает совладелец холдинга Genser Игорь Пономарев,— на «Ладу-Сервис» приходится порядка 25% от общего объема продаж завода (за 9 месяцев этого года было реализовано 269 514 машин). «Главный актив «Лады-Сервис» — это квота от завода. Ее потеря равносильна закрытию предприятия»,— отмечает президент ГК «Фаворит-Моторс» Владимир Попов. По данным агентства «Автостат» за первое полугодие, средняя стоимость автомобилей Lada составляла $6,8 тыс. Таким образом, через «Ладу-Сервис» за три квартала 2009 года реализовано автомобилей примерно на $458,173 млн. «Но без привлечения финансирования «Лада-Сервис» при текущих финансовых показателях вряд ли сможет продолжить нормальную работу. Чтобы не блокировать допэмиссию, АвтоВАЗ может закрепить за дилером обязательство по объему продаж»,— отмечает Михаил Пак.