9 декабря 2000 10:23
9233

Гонка за «Лидером»

Вряд ли мировой рынок знает пример, когда два разных товара выпускались бы двумя разными фирмами под одинаковым брэндом. Ведь это противоречит одному из предназначений брэнда — вызывать стойкие ассоциации.

Между тем в Тольятти наблюдается именно такая коллизия: расположенные по соседству мясокомбинат и обувная фабрика носят абсолютно одинаковое название — «Лидер». И выпускают продукцию под маркой «Лидер». Одни, соответственно, — колбасу, другие — обувь. Сами виновники совпадения не видят в происшедшем большой беды, считая, что их продукцию нельзя спутать. Чего не скажешь о потребителях, которые при упоминании слова «Лидер» вынуждены уточнять, что имеют в виду.

Этому совпадению уже пять лет. В 1995 году по инициативе Владимира Осташевского мясокомбинат «Тольяттинский» получил новое наименование. Тот факт, что тремя годами раньше «Лидером» стала называться обувная фабрика, находящаяся в зоне прямой видимости от мясокомбината, никого не смутил. И только разные задачи, которые стояли и до сих пор стоят перед одноименными производителями, пока не привели к битве за право единолично носить гордое имя.

Чужая марка

Например, обувная фабрика занята выживанием. Построенная в 1987 году итальянцами, она представляла из себя гиганта легкой промышленности. На фабрике работало 2600 человек, ежегодно выпускалось примерно 2 миллиона пар обуви. Апогей производства пришелся на 1992 год — 2,1 млн. пар. Этот результат до сих пор не превзойден.

А потом начался спад. Не выдержав конкуренции с Кореей, Китаем, Турцией и прочей заграницей, обувная промышленность России по сути ушла с рынка. Сегодня на тольяттинской фабрике работает 1000 человек, а годовой выпуск сократился до 330-350 тысяч пар. Оказывается, на 85% это туфли, сапоги и ботинки под чужой маркой. Вот уже шесть лет у тольяттинских обувщиков действуют договоры толлинга с некими московскими фирмами, согласно которым «Лидер» работает на давальческом сырье. Вся произведенная таким образом обувь отправляется в Москву и дальше расходится по магазинам страны.

Полученные по толлингу деньги невелики. По уверениям генерального директора фабрики Эдуарда Степанянца, 70% заработанных средств уходит на налоги. Пустить в оборот удается очень немного, хватает только на то, чтобы оставшиеся 15% обуви выходили под маркой «Лидер».

Конечно, этого крайне мало для сохранения в памяти потребителя стойкой ассоциации, что обувь под брэндом «Лидер» — качественная и недорогая. Остается только довольствоваться признанием коллег. «Лидер» до сих пор широко известен в узких кругах специалистов. Очередным подтверждением этому стало недавнее присвоение звания «Лучшее предприятие года», которое состоялось на XV Федеральной оптовой ярмарке, проходившей в Москве под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей.

Перспективы обувного «Лидера» довольно туманны. Практика толлинговых договоров, которая вряд ли может удовлетворять тольтяттинскую фабрику с добрым именем, будет продолжаться. Ради выживания предприятия Степанянц готов подписать еще один подобный договор.

К «Волгопромгазу», владеющему контрольным пакетом акций фабрики, претензий у руководства нет, да и быть, наверное, не может. Холдинг оказывает всяческую помощь обувщикам. Четыре года назад компания вложила в «Лидер» 2 миллиона долларов, на которые было закуплено оборудование. Однако этой суммы оказалось недостаточно, чтобы переломить неблагоприятную тенденцию. О новых капитальных инвестициях в производство речи пока нет.

Миссия мясокомбината

А вот мясокомбинат «Лидер», точнее — одноименная продовольственная корпорация, куда комбинат входит составной частью, не обремененная подобными проблемами, в будущее смотрит более оптимистично. Не зря в ней сейчас серьезно озаботились продвижением собственной продукции.

Начали с написания своего рода программы, которая появилась в октябре 2000 года. В документе заявлено, что корпорация намерена продвигать свою торговую марку и дальше, завоевывая новые рынки и удовлетворяя потребности потребителей. Симптоматично, что программа появилась после того, как мясокомбинат возглавил Александр Полухин, энергичный менеджер, много лет профессионально занимающийся вопросами качества.

Следующим шагом станет появление у корпорации собственного лица — человека, который станет рекламировать продукцию и услуги «Лидера» в 2001 году. Это ответственное мероприятие намечено на декабрь нынешнего года.

Параллельно идет работа по регистрации наименования «Лидер». Пока юридических проблем не наблюдается, хотя Александр Иванович не исключает, что они могут возникнуть. Все-таки «Лидер» — имя распространенное.

В отношении к брэнду в продовольственной корпорации уже сейчас просматривается комплексный подход. Для Полухина брэнд — это прежде всего стиль. А потому у «Лидера» помимо основного, общего для всей корпорации, брэнда будут еще брэнды различных видов продукции, ориентированных на отдельные группы населения. Дифференциация будет идти как по возрасту, так и по социальным или национальным различиям. Что получится в итоге, не знает пока и сам директор мясокомбината.

На запуск новой марки, по мнению Александра Ивановича, уходит около 8-9 месяцев. При условии, что действия фирмы, занимающейся ее продвижением, скоординированы в одном направлении. Удастся ли «Лидеру» теоретические расчеты воплотить в практический результат, покажет время. Потребитель выиграл бы от этого однозначно.

Александр ШМЫГОВ,
«Дело» (Тольятти-Самара)

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: