И бизнес, и искусство

06 февраля 2004 09:28
 9129

В конце уходящего года в Москве состоялась 11-я Российская выставка-конкурс «Дизайн-2003» на национальный приз «Виктория» в области дизайна. В очередной раз участником этого события стало управление дизайна автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».

Как известно, национальные профессиональные призы существуют во многих сферах искусства. Например, в кино это «Золотой орел» или «Ника», на телевидении – «Тефи». Для дизайнеров такое же значение имеет национальный приз «Виктория». Потому участие в выставке-конкурсе «Дизайн» изначально предполагает высокий профессиональный уровень. К чести вазовцев, они его в очередной раз подтвердили. Свидетельством тому – две «Виктории», полученные вазовскими дизайнерами. В номинации «Дизайнер года» победителем назван Марк Демидовцев, чья персональная выставка легла в основу экспозиции АВТОВАЗа на «Дизайне-2003». Лауреатом «Виктории» в номинации «Дизайн транспортных средств» признано управление дизайна автомобилей ОАО «АВТОВАЗ».

Прошедшая выставка-конкурс «Дизайн-2003» и стала поводом для беседы с главным дизайнером ОАО «АВТОВАЗ» Евгением Лобановым о месте и задачах вазовского дизайна в современных условиях.

— Бытует мнение, что участие автомобилестроительных компаний в каких-либо выставочных мероприятиях преследует вполне конкретные коммерческие цели. Тем не менее, управление дизайна автомобилей ОАО «АВТОВАЗ» вот уже на протяжении последних нескольких лет организует свою экспозицию на выставке-конкурсе «Дизайн», априори не имеющей коммерческой направленности…

— Есть выставки, которые имеют опосредованное, не прямое отношение к коммерции. АВТОВАЗ сегодня занимается активным формированием собственного корпоративного имиджа, продвижением брэнда товаров «Лада». И наше участие в прошедшей выставке-конкурсе «Дизайн-2003» вполне можно отнести к тем мероприятиям, которые рассчитаны на поддержание и развитие брэндов ее участников. АВТОВАЗ, представляя на национальном уровне собственную дизайнерскую школу, уверенно заявляет о своей профессиональной состоятельности. А полученные призы и награды еще раз это подтверждают, добавляют убежденности покупателям «Лады» в том, что они получают товар высокого класса, имеющий национальные премии в области дизайна.

— Как была организована экспозиция управления дизайна АВТОВАЗа на прошедшей выставке?

— Стержнем нашей экспозиции была персональная выставка основателя школы вазовского дизайна Марка Демидовцева. Его работы были показаны в ретроспективном плане. По сути, это стало первой персональной выставкой Марка Васильевича за последние 15 лет. Этот человек стоял у истоков профессионального дизайна на заводе, участвовал в организации, строительстве и наполнении специалистами и проектами дизайн-центра на АВТОВАЗе. Начиная с «Нивы», дизайн всех моделей автомобилей, которые выпускались и выпускаются сегодня на АВТОВАЗе, полностью выполнен на нашем предприятии под руководством М. Демидовцева. В том, что вазовская дизайнерская служба такая, какая есть, заслуга Марка Васильевича. Он по-прежнему трудится, как привык – с высокой степенью накала. Все так же полон новыми планами, идеями и задачами.

Мы привезли на «Дизайн-2003» большое количество макетов не только автомобилей, но и зданий и сооружений, изделий прикладного творчества. Были показаны так называемые внутренние продукты, которые демонстрируют технологию нашей работы ее этапы. Это проекты, выполненные молодыми дизайнерами под какие-то задачи, макеты концептуальных автомобилей. Конечно, все показать невозможно, поэтому постарались составить нашу экспозицию так, чтобы она давала разностороннее представление о работе управления дизайна АВТОВАЗа, отражала его основные этапы развития.

Хочу сказать, что это лишь первый шаг в этом направлении. Мы намерены продолжить тему историографии вазовской школы дизайна. Эта история насчитывает более трех десятков лет, множество проектов и работ, причем, не только по автомобильной тематике. Мы можем этим гордиться. Это то основание, на которое приходят сегодня молодые дизайнеры.

— Каково позиционирование вазовского дизайна в отечественном дизайне вообще?

— Пожалуй, сегодня в любой стране автомобильная промышленность – это уже международное поле деятельности с его современной конкуренцией, динамикой развития. В этих же условиях ныне работают и вазовские дизайнеры.

Здесь очень важна ответственность. Ответственность перед своей компанией и ответственность перед покупателем. Ведь «Лады» остаются самыми известными и продаваемыми российскими автомобилями. Этот уровень нужно постоянно доказывать. Разумеется, в первую очередь своими разработками. О них на протяжении последних лет имеют представление посетители автосалонов в Париже, Женеве, Москве. Оценкой наших проектов могут служить различные дипломы, призы и премии. Наша работа не остается незамеченной специальной прессой – авторитетными журналами, которые пишут об автомобильном дизайне и о дизайнерах.

— Что важнее для вазовских дизайнеров – признание потребителей или специалистов?

— И то, и другое. Мы – дизайнеры компании, причем, такой известной, как АВТОВАЗ. И в этой единой команде мы работаем на конечный результат – бизнес. Здесь главная цель – создание такого продукта, который бы максимально удовлетворял запросы потребителя. Но если не выходить за рамки своих узких задач, не оглядываться на то, что делается вокруг, результат будет скучным и ограниченным. Увы, но именно так можно потерять качество и привлекательность в дизайне. Поэтому мы стараемся быть открытыми для любого сотрудничества, выполнять различные проекты, в разных сферах деятельности.

Отношения «дизайнер – потребитель» это понятно. Но ведь не редкость и такие ситуации, когда специалист сделал продукт, а он не нашел спроса у потребителя. Почему? Ведь человек старался. И только оценка этого продукта относительно более успешных проектов коллег из других компаний дает возможность правильно понять причины неудач. Мне кажется, есть очень уместное сравнение нашей деятельности, например, с хоккеем. Есть командная задача, и игра идет на результат. Но смотреть-то на игру приходят тысячи зрителей, для которых важен не только факт выигрыша, а то, как играли, какое удовольствие получено от игры. И это уже не бизнес, а искусство.

Вот и получается, что дизайнер в своей деятельности – высоко социализированная, культурная единица и в то же время абсолютно конкретный участник корпоративного бизнеса со своими задачами, обязательствами и ответственностью, сообщает пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ».

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: