26 января 2005 09:54
9891

Игорь Бузюков: «Наши площадки еще застраивать и застраивать»

Один из самых масштабных и дорогостоящих строительных проектов Тольятти — застройка набережной — начнет свою реализацию предположительно летом этого года. Компания «СтройФинанс» ждет градостроительного совета, где будет утвержден один из двух вариантов концепции застройки. О других новых проектах компании, о том, как развивается строительный рынок Тольятти и рынок жилья, чем оборачивается для строителей ситуация со скандалами вокруг земельных участков, в интервью «P.S.» рассказал генеральный директор компании «СтройФинанс» Игорь Бузюков.


— Каково, на ваш взгляд, состояние тольяттинского строительного рынка на сегодняшний день?
— Мы по большей части работаем с жилищным строительством. Состояние этого рынка на сегодня стабильное, хоть и не самое лучшее. Такого, что было 5 и более лет назад — ни таких доходов, ни такого бума, — уже нет. Доходность строительных компаний составляет порядка 10%. Полагаю, что теперь жилищный рынок будет расти невысокими темпами, совсем остановить его рост смогут только какие-либо форс-мажорные обстоятельства в городе. Сейчас бум строительства торговых площадей. После введения в эксплуатацию нескольких торговых центров этот сектор тоже опустится. Мы со временем планируем выходить в социальный сектор.
— Что происходит в Тольятти с рынком жилья?
— Если говорить о первичном рынке жилья, в Тольятти сдается порядка 200 тысяч кв. Метров в год. Компания «СтройФинанс» в 2004 году ввела 20 тысяч кв. метров. Примерно на таком уровне мы будем держаться год-два, начало застройки набережной увеличит наши объемы максимум в 2 раза, поскольку застройку будем вести не только мы. Мы будем генеральными застройщиками и на большую часть объектов пригласим другие строительные компании.


Что касается цен на жилье, за последний год значительно выросла цена на однокомнатные квартиры — примерно на 30%. Этому способствует программа ипотечного кредитования, благодаря которой люди теперь имеют дополнительные возможности приобрести квартиру. Спрос на жилье превышает предложение, у людей есть деньги, но им трудно найти, например, большую хорошую квартиру в хорошем месте. Сейчас средняя стоимость нового жилья — 14-15 тысяч рублей за кв. метр, на вторичном рынке — 20 тысяч рублей. Средняя стоимость однокомнатной квартиры — 700 тысяч рублей. Я думаю, что цены будут расти, но вряд ли мы догоним Самару и Москву, где жилье намного дороже. Больше всего пользуется спросом жилье эконом-класса обычной планировки, и мы сейчас также сосредоточились на этом секторе. Надо отметить, что на рынке недвижимости появилось много новых агентств.


Конкуренция достаточно высока, и это заставляет агентства работать лучше, мобильнее, предлагать какие-то дополнительные бесплатные услуги.
— Как выглядит ситуация в секторе жилья повышенной комфортности?
— Спрос достаточно невысок, но он медленно растет. Рост цен в этом секторе не такой стремительный, как по жилью эконом-класса. Новое элитное жилье стоит от 16 до 20 тысяч за кв. метр. Пока по планам застройки набережной там предусмотрено жилье повышенной комфортности, и если мы получим разрешение делать там жилую застройку, более предметно займемся спецификой жилья.
— Оцените уровень конкуренции среди строительных компаний на рынке?
— Конкуренция есть, но пока невысокая. В городе не так много крупных серьезных компаний — порядка 10. Есть много мелких компаний, которые возникли не так давно, они не составляют серьезной конкуренции.
— Какие варианты строительного развития города вы видите? Какие площадки считаете перспективными? Энергетики говорят о дефиците мощностей для строительства новых объектов. Насколько это мешает вашему бизнесу?
— Перспективные площадки — это набережная и площади за Московским проспектом. Как только там решатся проблемы с мощностями, они будут застраиваться. Сложности с теплом, например, будут решаться за счет газа и перераспределения тепла с ТоТЭЦ. То есть проблемы существуют, но они вполне решаемы. Да, нам тоже иногда приходится сталкиваться с ними, что заставляет нас менять свои планы. Например, пришлось задержать начало реализации проекта небольшого развлекательного комплекса на улице Спортивной, потому что решение вопросов по мощностям дается нам пока слишком дорого и сложно. Мы начнем его реализацию тогда, когда интерес к объекту со стороны инвесторов увеличится или проблема с мощностями не будет такой серьезной. Прорабатываем разные варианты по набережной, работаем, например, по теплу с компаниями «Газинтер», СВГК, по очистным сооружениям — с ВАЗом, УЖКХ.
— Как развивается ваш проект по созданию управляющих компаний, занимающихся обслуживанием вашего жилья?
— У нас одна управляющая компания, потому что одна УК не может быть рентабельна на одном объекте, она должна обслуживать несколько домов, чтобы быть самоокупаемой и тем более приносить прибыль. В ее управлении до недавнего времени был только один из наших домов, недавно подключили второй, и этого, конечно, недостаточно. В прошлом году мы сдали два дома, которые не встали пока на обслуживание. Возможно, это произойдет в этом году, поэтому где-то через год можно говорить, как она будет развиваться. Пока она еще на нашей дотации.
— На какой стадии реализации проект застройки набережной? Закончено ли согласование всей необходимой документации?
— Проект реализации набережной состоит из двух этапов. Первый — проектирование, разработка градостроительной документации. На сегодня мы разработали два варианта концепции застройки, которые значительно отличаются друг от друга подходом к проектированию. Однако сохраняется сама концепция застройки — деление на зоны: жилую, деловую и спортивно-развлекательную.


Со дня на день пройдет заседание градостроительного совета, и только после этого можно будет говорить о проекте более конкретно. Ко второму этапу — проекту детальной планировки — мы приступим только после градостроительного совета. На этом этапе уже можно будет привлекать инвесторов. Это тот этап, в процессе которого каждый инвестор получит необходимые характеристики о интересующем его объекте. Мы будем учитывать пожелания инвесторов и в разработке ПДП. Этот этап мы предполагаем закончить к концу года. Сроки немного сдвинулись, раньше мы предполагали, что утверждение концепции завершим осенью прошедшего года, а ПДП пройдем к лету 2005 года. Задержка произошла из-за гибели г-на Лопатина, который возглавлял группу проектировщиков.
— Когда начнется первое строительство на набережной?
— Начиная с этого лета, возможно, начнется строительство тех мелких объектов, которые не требуют серьезных проектных решений. Предварительные планы по их сдаче — лето 2006 года, но если сейчас всерьез никто не заинтересуется мелкими объектами, то мы тоже не будем форсировать события.


Наша задача — обеспечить застройку всей территории. Мы возьмем на себя все инженерные коммуникации, места общего пользования и выступаем заказчиками на ряде объектов, в частности, по жилью. Первые крупные объекты в первой очереди — это галерея в продолжение улицы Революционной, переходящая в пирс. Теннис-центр, который по желанию инвесторов расширил свое назначение и стал спортивным центром, тоже будет одним из первых объектов. Возможно, одними из первых начнут строиться также и жилые дома. О других объектах пока не хотелось бы говорить, инвестор может передумать. Пока я не буду называть имена инвесторов, поскольку пока есть только предварительные устные договоренности.
— По нашей информации, у компании «СФ» возникли определенные проблемы с кредитованием в банках- партнерах. С чем они связаны?
— Начиная с лета 2004 года наш кредитный портфель только сокращается. Однако совсем недавно у нас был единственный прецедент, его даже нельзя назвать проблемой. Подошел срок погашения кредита, а поскольку в этот момент мы не собирались сокращать кредитный портфель, то договорились с другим банком, что берем на тех же условиях, под эти же залоги у них кредит, они приняли решение предоставить его нам, но в последний момент передумали, не знаю, по какой причине. Это было накануне Нового года, и найти кредит за считанные дни было сложно, но мы деньги собрали. Я бы назвал эту ситуацию рабочим моментом.
— Г-н Уткин заявил, что мэрия не может найти нового главного архитектора. Сказывается ли на работе строительных компаний то, что Александр Кирьяков — исполняющий обязанности? Правоохранительные органы ведут расследование уголовных дел, которые непосредственно касаются связей муниципальных компаний со строительными компаниями Тольятти — убийства Лопатина, незаконного выделения земель в городе, организации покушения на Ренца. Сказываются ли эти расследования на взаимодействии компаний с органами власти и муниципальными предприятиями?
— Ничего хорошего для строительных компаний в этой ситуации нет. Например, из-за убийства Лопатина задержался наш проект застройки набережной. Валерий Лопатин возглавлял группу проектировщиков, и нам очень нравилось с ним работать. Другие строительные площадки, которые сейчас осваиваются нами, получены нами еще года два назад, по набережной мы еще не приступили к освоению земли. Что касается шумихи вокруг распределения земельных участков — у меня ощущение, что все это несколько преувеличено, это далеко не самое криминальное направление тольяттинского бизнеса. Мы, тем не менее, тоже столкнулись с последствиями этой ситуации. У нас есть база в промзоне, и выяснилось, что изначально участок земли под строительство был получен от города. Теперь выясняется, что это не город, а Ставропольский район.
— Каковы ваши прогнозы развития компании на 2005-06 годы?
— Новые проекты вряд ли будут. У нас уже достаточно масштабные планы, на первом месте, конечно, стоит застройка набережной. Те площадки, которые у нас есть, — их еще застраивать и застраивать. Планы по жилищному строительству на ближайшие пару лет — 25-30 тыс. кв. метров жилья в год. Есть некоторые мелкие дополнительные направления бизнеса, например, недавно мы выиграли конкурс по размещению рекламных щитов вдоль улицы Спортивной — 21 щит. Кроме того, расширяем объемы поставок комплектующих на ВАЗ.


СПРАВКА
Компания «СтройФинанс» начала свою деятельность в 1999 году с агентства недвижимости. На сегодняшний день основные сферы деятельности — строительство, производство оконных конструкций, автомобильных комплектующих, риелторские услуги, эксплуатация и обслуживание объектов недвижимости, охранная деятельность.


Игорь Бузюков родился в 1967 году в Костроме. Окончил Самарский госуниверситет по двум специальностям: физика и юриспруденция. 1990-91 годы — ассистент кафедры физики в Тольяттинском политехническом институте, зачислен в целевую аспирантуру. 1991 год — начальник брокерской конторы ТФ Самарской товарно-сырьевой биржи, принадлежащей Тольяттинскому хладокомбинату. 1993 год — генеральный директор АОЗТ «Криос-1». 1998 год — член Межрегиональной коллегии адвокатов. С 1999 года — генеральный директор и владелец ООО «СтройФинанс».

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Наталия Сорокина 16 апреля 19:13
Представляю как сложно водителю маршрутки или автобуса вставать в полпятого утра, чтобы к полшестому уже подвести свой транспорт к остановке!... Физиологично для организма это тяжело и для семей самих водителей... Смотрю в окно квартиры по утрам - первый транспорт подъезжает к остановке ("Торпедо") уже в 5:30... Народу на остановке к этому времени человек пять - восемь... Может быть пересмотреть расписание, как для производств, так и для транспорта по-другому?!... На производстве сделать пересменки не в 6:00 - 7:00 часов, а в 8:00 часов... Конечно же, потребуется ещё одна рабочая смена на производстве, зато психоэмоциональное здоровье работников не будет нарушаться анти-физиологичным расписанием труда!... Тогда и у водителей транспорта расписание работы начнётся не с полшестого, а с полвосьмого времени... Тогда это устроит, как рабочих, так и водителей города, меньше будет озлобленности от недосыпа у людей!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: