Информатизируются чиновники

14 июня 2002 14:05
 9264

Использование современных компьютерных технологий становится признаком хорошего тона не только для банков, но и муниципальных структур. Тем более что в случае с чиновниками это использование должно привести еще и к обеспечению прозрачности их работы, облегчению получения разного рода справок и т.п.

Это и многое другое предусматривается в программе, принятой в прошлом году Тольяттинской городской Думой. Думается, что не в последнюю очередь и она сыграла свою роль в том, что заметное развитие за последний год получила городская муниципальная информационная инфраструктура. В частности, удалось приобрести мощное программное обеспечение и создать центральный сервер, на котором будут собраны необходимые информационные ресурсы для работы муниципальных служб: каталог нормативных документов, база изданных постановлений и проектов, другая полезная информация. Кроме того, важнейшее предназначение сервера — сделать работу чиновников прозрачной, чтобы каждый житель мог проследить за расходованием муниципальных средств и выполнением постановлений. Словом, то, что планировалось на несколько лет, удалось сделать за год. Интересно, что на одном из последних заседаний городской Думы один из депутатов …упрекнул АСУ мэрии в столь проворной деятельности — дескать, компьютерщики пошли вразрез с принятой программой развития информационных систем в Тольятти, сократив сроки ее выполнения, и допустили перерасход средств.

Мы обратились к начальнику АСУ мэрии Юрию Терехову с просьбой прокомментировать основные шаги, предпринятые в рамках реализации программы:

— Юрий Витальевич, расскажите, в чем основная задача вашего управления применительно к программе информатизации?

— Если брать по-крупному, у нас две большие задачи: «управление через информацию» и «предоставление доступа к информации». Вторая задача гораздо проще по сравнению с первой. В 2001 году мэрия города совместно с фондом «Сороса» вышла на завершающий этап программы обеспечения бесплатного доступа в Интернет практически всем школам города. Оборудование, установленное в рамках проекта, легло в основу современной муниципальной компьютерной сети. Сейчас к этой сети подключены муниципальные учреждения, включая все общеобразовательные, художественные и музыкальные школы, филармония, библиотеки, музеи, городская Дума, районные администрации, департамент ЖКХ и другие службы мэрии. К сожалению, пока большинство школ пользуется так называемым коммутируемым доступом, при котором возможны неудобства: помехи, прерывания и т.п. Поэтому сейчас мы работаем над обеспечением связи по выделенным линиям, позволяющим работать в Интернете постоянно. Но для этого нужны серьезные финансовые вложения.

— Недавно при участии АСУ в Старом городе начался эксперимент по работе единого социального окна, суть которого заключается в том, чтобы все справки для назначения пособий жители могли получать не в разных инстанциях, а в одном «окне». Приживется ли в нашем городе такая удобная схема?

— Вот эта работа как раз из области первой задачи — управление через информацию. Звучит несколько непривычно и непонятно на первый взгляд. Но, замечу, это далеко не только внутренняя проблема для местной власти. Наведение порядка в информационных потоках, использовании баз данных в целом даст возможность эффективнее, быстрее работать. Например, ваш вопрос — реализация идеи «единого социального окна». Это действительно сократит очереди в разных инстанциях и уменьшит бумажную волокиту. Согласитесь, для всех будет проще и удобнее, если человек, назвав в «окошке» только свое имя и фамилию, сможет спокойно идти домой и ждать пособия. Но не все так просто, и мы столкнулись при создании «единого окна» с рядом проблем. Например, налоговая инспекция считает, что не вправе предоставлять нам данные, ссылаясь на соблюдение конфиденциальности в работе со сведениями о клиентах. А справка о доходах как раз требуется для оформления пособий, и ее по-прежнему горожанам приходится брать в индивидуальном порядке. Хорошо, что нам удалось достичь взаимопонимания со службой занятости, Пенсионным фондом, УВД — они предоставляют нам все необходимые сведения. Огромную работу сейчас выполняет центр социальных выплат — разрабатывает электронную версию справки о составе семьи. Не нужно объяснять, что удачное завершение работ приведет к значительному сокращению очередей в ЖЭКах. И, кстати, Тольятти в числе первых начал организацию работы по принципу «единого социального окна». Думаю, что со временем идея приживется не только у нас, а повсеместно.

— Если не ошибаюсь, программой была предусмотрена инвентаризация муниципальных информационных ресурсов. Для чего она нужна, и есть ли уже какие-то результаты?

— Мы с января проводим эту работу и как раз для того, чтобы навести порядок в информационных потоках. Но начинать надо с баз данных, которые ведутся в разных подразделениях. Это и электронные документы, и базы по субъектам в самых разных сферах городского хозяйства, и разного рода программное обеспечение, и так далее. На сегодня мы выявили уже 1092 единицы информационных ресурсов. Но основная проблема заключается в том, что каждое ведомство фактически создавало их автономно, многое либо дублируется, либо пересекается. А между тем необходимо эти разрозненные данные объединить в единые информационные кластеры, сделать их доступными для всех муниципальных структур и подразделений. Это позволит, например, получать полноценный информационный «портрет» человека, организации, территории. И это значительно сократит время на поиск необходимых данных, облегчит сбор и выдачу самых разных справок. Плюс ко всему информационные ресурсы имеют еще и свою цену. Денежная оценка ресурсов позволит оценить, насколько эффективно потрачены бюджетные средства. И, что не менее важно, — определиться со степенью ответственности держателя и пользователя ресурсов.

— Кстати, насчет бюджетных средств. По программе, утвержденной городской Думой, в 2001 году планировалось только приобрести программное обеспечение, а покупка сервера, установка и подключение переходили в планы 2002 года. Почему эта часть программы была выполнена в один этап, и как дело обстояло с финансовой точки зрения?

— Действительно, планировалось поэтапное выполнение этой части программы развития информационных систем в Тольятти. Но когда нам достоверно стало известно, что в 2002 году у городского бюджета не будет средств на финансирование второго этапа программы, мы решили не ждать у моря погоды, а выполнить его в рамках тех средств, которые нам были выделены в 2001 году. Было принято вполне взвешенное решение закупить не столь дорогое оборудование, как планировалось, а на оставшиеся средства произвести его установку и подключение. До сих пор считается, что расходы на информационные технологии являются затратными. А на самом деле их надо рассматривать как инвестиции, шаг к эффективному развитию. Ну а если в этом году средства будут выделены, мы просто увеличим мощность приобретенного сервера, его возможности. Поэтому расчет как раз был правильным — не растягивать программу развития информационных технологий в городе на долгие годы, а оперативно ее внедрять. Сейчас мы собираем и обрабатываем максимально полную информацию о деятельности муниципальных служб. А новое мощное программное обеспечение и сервер теперь дадут нам возможность нормально структурировать муниципальные информационные ресурсы, нормально отслеживать работу с ними и продолжать их развивать.

— Одной из задач программы названо создание «единого информационного пространства города». Что это? И значит ли, что предполагается объединение всех, в том числе и немуниципальных, информационных ресурсов?

— Сложный вопрос, и я бы разделил его на две составляющие — единое городское и единое муниципальное информационное пространство. Что касается первого,то в рамках утвержденной программы в прошлом году проводилась конференция «Информационные системы и технологии-2001». Так вот, даже это авторитетное собрание не смогло полностью ответить на вопрос, что такое единое городское информационное пространство. А вот что касается муниципального, мы считаем, что это, прежде всего, возможность получения объективной и актуальной информации о жизни города из первых рук. Сейчас мы занимаемся развитием предоставления информации через веб-сайты. Прежде всего, это веб-сайт мэрии (www.tgl.ru), где представлена информация о деятельности мэрии, принятых решениях, ближайших планах. Недавно у департамента культуры появился свой веб-сайт (http://www.depclt.citytlt.ru/), техническим обеспечением которого мы занимаемся. Департамент культуры обеспечивает организационное взаимодействие всех служб, поддерживающих этот сайт, а информационным наполнением — непосредственно учреждения культуры. По такой схеме планируется создание целого ряда отраслевых сайтов. Это, в свою очередь, потребует расширения муниципальной компьютерной сети.

— А если говорить о перспективе?

— В области управления через информацию? Это не так просто. Понятно, что управленец — это работник интеллектуального труда. Задача заключается в том, чтобы увеличить объем знаний и повысить уровень ответственности за принимаемые чиновниками решения. В этом смысле для управленца информация — ключевой ресурс. Она позволяет выстраивать работу в цельную систему: только специалист и его руководитель способны превратить разрозненные сведения в полезную информацию. Задача, поставленная перед нами, ни много ни мало совершить революцию в осознании роли информационных технологий в деятельности органов местной власти. Хотелось бы, чтобы и ваша газета объективно освещала внедрение информационных технологий в муниципальное управление.

Автор: Любовь МАРЧЕНКО

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: