Круг финансовых партнеров ОАО «АвтоВАЗ» продолжает расширяться. В случае заключения соглашения между тольяттинским автозаводом и французским концерном Renault в число крупнейших кредиторов предприятия могут войти Банк «Сосьете Женераль Восток» и Росбанк. Приход на завод иностранцев и создание в Москве торгового дома может завершить кардинальный передел финансовых потоков АвтоВАЗа, начавшийся в 2006 году. В этом случае тольяттинские банки могут потерять не только остатки денег завода, но и большую часть клиентов из числа его дилеров.
ОАО «АвтоВАЗ» длительное время обслуживалось в ряде коммерческих банков Тольятти. Первоначально основным финансовым партнером автозавода являлся АвтоВАЗбанк, но в 1995 году эта кредитная организация начала испытывать серьезные финансовые проблемы. Позже АвтоВАЗ переориентировался на Российско-Эстонский банк, однако после кризиса 1998 года предприятию вновь пришлось искать нового партнера. Постепенно на первый план выдвинулся «Автомобильный банкирский дом» (АВБ) и Национальный торговый банк (НТБ). Средства завода, правда, в меньших объемах, размещались также в ФИА-Банке и «Потенциале». Заемные средства АвтоВАЗ привлекал в банках федерального уровня, в том числе во Внешторгбанке (ВТБ) и Альфа-банке.
После смены руководства на АвтоВАЗе предприятие начало выводить свои счета из тольяттинских коммерческих банков. На первые места в списке партнеров автозавода выдвинулись федеральные банки, а также небольшой московский Новикомбанк (НКБ). Эта организация тесно сотрудничала с государственными структурами, в том числе и с «Рособоронэкспортом», а в январе этого года два топ-менеджера НКБ возглавили финансовый блок автозавода.
Однако, как стало известно «Времени», в 2006-2007 гг. круг финансовых партнеров автозавода может пополниться. Летом этого года стало известно о переговорах между АвтоВАЗом и французским концерном Renault о создании совместного предприятия. По словам источника, близкого к ситуации, в случае, если Renault удастся достигнуть соглашения с руководством тольяттинского автозавода и госструктурами, в число крупнейших кредиторов АвтоВАЗа могут войти «дочка» банковской группы Societe Generale – Банк «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ), а также Росбанк, одним из акционеров которого является Societe Generale. Возможно, что совместные проекты Renault и АвтоВАЗа будут финансироваться этими кредитными учреждениями, располагающими к настоящему времени филиалами в Самарской области. В дальнейшем в них может быть переведена и часть финансовых потоков завода. Примечательно, что на прошлой неделе новый глава БСЖВ Марк-Эммануэль Вивес заявил о намерении банка расширить сотрудничество с крупными российскими корпорациями.
Создание в Москве торгового дома, через который будет идти продажа вазовских автомобилей, еще больше осложнит жизнь тольяттинских банкиров. Поскольку в Тольятти фактически останется только сборочное производство, даже дилерам, базирующимся в Самарской области, будет удобнее рассчитываться через московские банки, например, через тот же Росбанк или ВТБ. А соответственно, местные банкиры могут потерять большую часть клиентов, на которых они переориентировались после сокращения объемов сотрудничества с заводом. Наконец, укрепление в Тольятти представителей БГ Societe Generale (Росбанка и самарского Русфинанс Банка) может заставить потесниться тольяттинские банки и в сфере автокредитования. На АвтоВАЗе, а также в БСЖВ и Росбанке комментировать ситуацию не стали.
По мнению председателя правления ФИА-Банка Анатолия Волошина, про смену стратегии АвтоВАЗа говорить рано, так как пока еще даже не решен вопрос о новом руководстве предприятия. К тому же, как считает Волошин, процесс перехода дилеров на обслуживание в другие банки, особенно федеральные, будет достаточно длительным.
По словам председателя правления Тольяттихимбанка Александра Попова, «государство не хочет никого пускать на ВАЗ, и если это и произойдет, то не скоро». Как считает Александр Попов, более опасно для тольяттинских банков создание торгового дома в Москве. «В этом случае местным банкам действительно мало что останется, — говорит он. — Денежные потоки пойдут в Москву».