12 августа 2000 15:16
9390

Маргарита Лоза: «Нормы для пенсионера меньше, чем для собаки весомкилограммов»

Последнее повышение пенсий в нашей стране, как бы это странно ни выглядело, вызвало, скорее, негативную реакцию. Пенсионеры как-то вдруг заметили, что августовское мероприятие по упрочению их благосостояния совпало с повсеместным ростом цен на коммунальные услуги и новым витком инфляции. Однако есть и другие поводы для беспокойства пожилых россиян. Маргарита Лоза, лидер движения «За социальную справедливость», пришла к нам в редакцию, чтобы изложить свой взгляд на минимальный размер пенсии. Поскольку вопрос этот волнует многих тольяттинцев, мы публикуем мнение Маргариты Михайловны на страницах нашей газеты.

Проблема в том, что пенсионеры у нас живут по двум пенсионным законам. Наиболее активно последний год обсуждался так называемый 113-й закон, в котором дается новейшая методика расчета пенсий по коэффициентам. Все прекрасно помнят предвыборные споры вокруг индивидуального коэффициента пенсионера «07». С последним пенсионным Указом Путина спор потерял актуальность, так как максимальный коэффициент в размере 0,7 теперь установлен по всей России, и вроде бы говорить стало не о чем.

Однако есть интересные нюансы в «старом» Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» ? 340-1, который был принят 20 ноября 1990 года. Несмотря на свою давность и исчезновение означенного государства, этот нормативный акт до сих пор не потерял своей актуальности — добрая половина пенсионеров получает пенсию именно по нему. Так вот, в старой «романтической» его редакции статья 17 «Минимальный размер пенсии» звучала следующим образом:

«Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, который определяется ежегодно Верховным Советом РСФСР. На 1991 год он определяется в сумме 100 рублей в месяц.

Размер пенсии… повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.»

Проще говоря, пенсионер когда-то не мог получать пенсию меньше прожиточного минимума. Больше — можно, меньше — нельзя. Если бы этот пункт выполнялся, то наши пенсионеры не нуждались бы ни в городском социальном пособии, ни в областной помощи, ни в каких-либо других. Однако держитесь за стул, господа: «рай» для пенсионеров на земле невозможен, потому что 6 февраля 1992 года появился другой Закон, уже Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях». В нем есть статья 3, гласящая волею народной:

«Изложить часть первую статьи 17 Закона в следующей редакции:

«Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда».

А минимальный размер пенсии — понятие конечное и не очень склонное к прожиточному минимуму. Однако предоставим слово самой Маргарите Лозе:

— В этот закон было внесено немало изменений, и что самое интересное, все они незаконны. Людям уменьшали стаж, льготы, несмотря на то, что закон по идее не имеет обратной силы. В результате таких изменений очень сильно пострадали многодетные семьи, в которых родителям не хватает трудового стажа.

Но главное то, что изменения в семнадцатую статью были внесены в противоречие действующей Конституции. Дело в том, что до 1993 года в стране действовала Конституция переходного периода, где статья 56 гласила, что минимальный размер пенсии (сегодня с учетом компенсации он составляет 439 р. — Прим. ред.) не может быть ниже прожиточного минимума.

Но и это не все. Новая Конституция в статье 55-й четко устанавливает, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Но ведь когда пенсия оказывается ниже прожиточного минимума, нарушается право на жизнь. В Тольятти 60 тысяч пенсионеров имеют доход ниже этого минимума. Значит, ни о каком праве на медицинское обслуживание или на жилье речи быть вообще не может.

Мы писали в Министерство труда, однако ответ, пришедший нам, можно расценить разве что как насмешку. Между тем из 138 тысяч неработающих тольяттинских пенсионеров свыше 70 тысяч получают пенсию по старому закону. Это люди, у которых не хватает стажа, или те, кто имел слишком низкую зарплату.

Мы будем писать и дальше, потому что невозможно прожить на сегодняшнюю пенсию. Ведь даже так называемый прожиточный минимум, до которого наши пенсии не дотягивают, не соответствует действительности. По нему для пенсионера предусматриваются нормы меньше, чем для собаки весом 60 килограммов. Об абсурдности этих расчетов можно судить хотя бы по тому, что при нынешнем росте цен мы наблюдаем «сезонное снижение» прожиточного минимума (на 1.07.00 г. средний бюджет прожиточного минимума по Самарской области составлял 1 017,18 р., 1.08.00 г. он снизился до 1 007,47 р. — Прим. ред.)

Повышение пенсий происходит нелогично: благодаря новому расчету, растут только максимальные пенсии. Те же пенсионеры, которые получали низкие пенсии, остаются при своих копеечных доходах. В этом отношении титовскую надбавку, потерявшую в августе свою актуальность, вполне можно было бы направить на выплаты наиболее малообеспеченным пенсионерам.

Мы повторно намереваемся писать в Министерство труда, но на этот раз формулировать вопрос будем самым подробным образом, чтобы любой двоечник в школе мог понять, о чем идет речь. Предполагаем даже использовать Интернет. Мы ни в коем случае не обольщаемся, что сможем легко добиться победы. Но сегодня рассчитываем как минимум на максимальную огласку.


Павел Андреев,
«Презент-Центр»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: