16 декабря 2010 10:45
11165

Михаил Криштал: «Военкомат поступает с нами по закону, но некрасиво»

7 декабря в Тольятти начался массовый призыв на военную службу студентов-бакалавров очной формы обучения. Военкомат воспользовался лазейкой в действующем законодательстве. О ситуации рассказал ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал.

— Главный вопрос, который сейчас волнует студентов и абитуриентов, почему студенты дневных отделений лишились отсрочки от службы в армии?

— До 2008 года закон о воинской обязанности освобождал от воинской службы всех студентов дневных отделений аккредитованных вузов на время обучения. С 1 января 2008 года был принят ряд изменений в закон. В том числе, одно из них — отсрочка стала даваться независимо от того, государственный вуз или негосударственный и только на аккредитованные специальности и направления подготовки. То есть, в целом вуз может быть аккредитован, но отдельные специальности и направления подготовки могут в нем существовать без аккредитации. На них, соответственно, отсрочка от армии не распространяется. При этом надо понимать, что аккредитация начинает действовать при наличии лицензии на ведение образовательной деятельности только после первого выпуска. То есть, любая специальность или направление не могут быть аккредитованы ранее, чем пройдет первый выпуск. Какая получается ситуация – по ряду направлений идет повсеместный переход с одноступенчатой системы подготовки на двухступенчатую. Специалитет заменяется бакалавриатом и магистратурой. Все рассчитывали, что появится так называемый «приказ-переходник», который бы освободил студентов направлений подготовки, открытых взамен существующих, от службы в армии. Рособр обещал такой приказ выпустить, но не успел в связи с ликвидацией. А в министерстве образования и науки РФ такой приказ так и не появился. В 2008-2009 годах никто этой лазейкой в законе не пользовался. Более того, в сентябре этого года начальник генерального штаба Николай Макаров заявил, что никто студентов брать в армию не будет, что есть другие способы решения проблемы призыва. Далее наш местный военный комиссар Липич (военком Тольятти, — прим. smbc.ru) заверил, что набор в армию будет выполнен другим способом. Но, видимо, демографическая яма существует не только для нас, для вузов, но и для армии. Поэтому решили воспользоваться этой возможностью. Самое печальное, что со следующего года в России все направления подготовки во всех вузах для первокурсников окажутся неаккредитованными в связи с переходом на новые образовательные стандарты. То есть, на протяжении следующих лет студенты формально будут иметь право на отсрочку от армии, но фактически таковой не будет.

— А с Липичем этот вопрос обсуждали? Если он давал обещание, то почему слова не сдержал?

— Я лично с Липичем этот вопрос не обсуждал. После того, как вся эта история началась, мы отправили письма в комитет по образованию Самарской губернской думы с просьбой выступить с законодательной инициативой. Я обратился с таким же письмом к совету ректоров Самарской области. Отправил письмо мэру Пушкову, а также развернутое письмо депутату Госдумы Екатерине Ивановне Кузьмичевой.

— Официальная реакция есть?

— Официальной пока нет.

— А что говорят ректоры других вузов? Кто-то еще попал в такую же ситуацию?

— Фамилий называть не буду, но знаю, что в Самаре такая проблема есть. Причем один из ректоров мне говорил, что «под шумок» призывают студентов еще и с аккредитованных специальностей. По 10-15 человек в неделю с аккредитованных специальностей забирают. Я удивился, говорю: «Что ж вы не защищаете своих студентов»? А он говорит, что отправляет их в суд, но они не хотят.

— А как ваши студенты реагируют?

— Наши студенты готовы уже выйти на митинг, на демонстрацию, мы их еле сдерживаем. У нас студенты очень активные в этом плане и стоило больших усилий удержать их от несанкционированных выступлений. Пришлось много работать, объяснять студентам их права, и некоторые из них подали иски об оспаривании решений военкомата. Если студент подал иск на воекомат, в период судебного разбирательства его не имеют права забрать в армию.

—Сколько студентов ТГУ подлежит призыву?

— На сегодняшний момент повестки получило около 120 студентов. При этом в состоянии ожидания находится около 600 человек. Например, мы открыли специальность «нанотехнологии». На ней 20 человек из 25-ти подлежат призыву. Какие нанотехнологии?! Все говорят о необходимости спасения моногорода. На государственном уровне решаются эти проблемы. Принято решение о создании здесь особой экономической зоны. Начато строительство IT-парка «Жигулевская долина». У меня вопрос: кто все это будет делать? Кто будет работать, если призыв ведется в основном с технических специальностей, где учатся юноши?

— Военкомат говорил о двух сотнях призывников.

— Общий недобор на момент объявления вот этой кампании составил около 500 человек по городу.

— Что будет предпринимать руководство ТГУ?

— Начнем с того, что мы работаем исключительно в рамках закона. Я считаю, что военкомат в данном случае поступает с нами также по закону, но некрасиво. И мы отвечаем также. По закону, но некрасиво. Желающие студенты переводятся на второе высшее образование, на аккредитованные специальности. Мы оформляем их как слушателей. А по закону слушатели тоже имеют право на отсрочку. То, что военкомат пытался их призвать – это уже незаконно, в этом я уверен абсолютно.

— Вы не боитесь репутационных потерь?

— Абсолютно нет. Учитывая, что такие вещи происходят по всей стране… Во Владимире призывают студентов. В Воронеже призывают аспирантов. Мы – один из немногих вузов, который борется за права своих студентов.

Источник: Самара Бизнес Консалтинг

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: