Рынок сотовой связи Тольятти в ожидании новых операторов.
Мобильной связи в Тольятти чуть больше пяти лет. Отсчет идет с момента регистрации ОАО «Би-Лайн-Тольятти». На первых порах статус первооткрывателя не мог не принести компании определенных дивидендов в виде не имеющих альтернативы клиентов. Но уже через год на рынке появился новый оператор: самарское ЗАО «СМАРТС» открыло в городе свой филиал. Вспыхнувшая было конкурентная борьба продолжалась недолго. Более молодая компания, сделавшая ставку на цифровое оборудование и стандарт GSM, быстро обошла старожила, работавшего в аналоговом стандарте AMPS. Почти безраздельное господство СМАРТСа, взявшего за три года под свой контроль от 60 до 70% рынка сотовой связи Тольятти, продолжалось до ноября 2000 года. Все изменилось после того, как «Би-Лайн» отчитался об установке нового цифрового оборудования, что было равносильно объявлению настоящей конкурентной войны своему единственному оппоненту.
Качественное обострение
Главный показатель компании, предоставляющей услуги мобильной связи, — количество абонентов. В конце 2000 года у «СМАРТСа» было 17 тысяч клиентов, у «Би-Лайна» — 6 тысяч. За полгода число абонентов значительно выросло: «СМАРТС» — 25 тысяч, «Би-Лайн» — 13 тысяч.
Конкуренция на рынке сотовой связи обостряется. Поэтому когда компании в техническом отношении практически равны, а различия в стандартах нивелированы, на первый план выходят качественные показатели — обслуживание, тарифы, услуги. Здесь есть что сравнить.
В каждой компании вам дадут карту зоны обслуживания. Территориальный охват определяется количеством и местом расположения базовых станций. Пока по числу базовых станций «Би-Лайн» опережает «СМАРТС». В середине июня у первого их было 14, у второго — 8. Нетрудно предположить, что зона обслуживания первой компании будет несколько шире. Знакомство с картами в этом убеждает. Кроме того, специалисты утверждают, что стандарт GSM требует большего количества базовых станций, чем аналогово-цифровой стандарт TDMA. Увеличение количества базовых станций — на сегодняшний день одна из главных статей расходов обеих компаний.
Преимущество «Би-Лайн» выражается в наличии собственного коммутатора, емкостью 100 тысяч абонентов. Для клиентов это удобство выражается в наборе номера: при внутригородских звонках набирается обычная комбинация из шести цифр.
«СМАРТС» стремился получить собственный коммутатор давно, однако попытка его запустить обернулась массой проблем для клиентов компании. Несмотря на то, что, по словам заместителя коммерческого директора филиала Сергея Поройкова, в ночь с 31 мая на 1 июня коммутатор все-таки был запущен, для абонентов пока все осталось по-прежнему: в Тольятти они звонят, набирая код межгорода. В этой связи вспоминается аналогичная операция с перекоммутацией, которую провел «Би-Лайн» в ноябре прошлого года. Тогда одной ночи хватило, и клиенты даже не заметили изменений. В «СМАРТСе» при объяснении длившихся несколько недель неурядиц ссылаются на ошибки в программном обеспечении.
Тарифный перебор
Устойчивое представление, что в Москве услуги сотовой связи много дешевле, чем в Тольятти, — миф. По словам тольяттинских сотовиков, на самом деле цены на услуги мобильной связи примерно такие же. Так что реклама якобы дешевых тарифов, идущая на Центральном телевидении, не более чем уловка. Как уверяют специалисты, услуги связи не могут стоить дешевле определенного минимума, поэтому, снижение стоимости эфирного времени если и возможно, то не беспредельно.
Именно поэтому мобильные тарифы в Тольятти не пересматриваются довольно давно. Выход из ситуации видится компаниями не в снижении тарифов, а в предложении разнообразных тарифных планов. Судя по тому, что тарифные планы «СМАРТСа» и «Би-Лайна» различаются зачастую только названиями, можно сделать вывод, что выбор этот не столь велик и уже вычислен опытным путем на самых продвинутых рынках — за рубежом и в Москве.
Например, тарифу «Би-Лайна» «Базовый» соответствуют тарифные планы «Люкс-GSM»: их родник отсутствие абонентской платы и присутствие необходимого минимума предоплаты. Аналог «Ночному-GSM» — тариф «Сова» от «Би-Лайна». «Би-Лай-Таксофон» удивительно напоминает «Пейджер-GSM». И так далее.
Но не столь важно количество тарифных планов, сколько размеры платы за эфирное время, а также способы его оплаты. Пока в уровне оплаты наблюдается паритет. Обе компании берут по 0,3 у.е. за минуту разговора. Причем с 1 июня у.е. в обеих компаниях равны 25 рублям.
Куда больший простор для сравнений дают так называемые способы округления при оплате эфирного времени. У «Би-Лайна» и «СМАРТСа» они в чем-то похожи, но есть и нюансы. Неоплачиваемые время дозвона и первые 6 секунд есть в обеих компаниях. Посекундное округление со второй минуты тоже перестало быть новостью. Ноу-хау «Би-Лайна» — 30-секундное округление. На этот ход «СМАРТС» адекватного ответа пока не предложил.
Трубка в подарок
Сегодня стать обладателем сотового телефона не просто, а очень просто. «СМАРТC» предлагает это сделать за 2300 рублей. Такова минимальная цена мобильного аппарата, при этом стоимость подключения зачастую вообще равна нулю. У «Би-Лайна» подключение пока обходится хоть и в символическую, но сумму — от 300 до 500 рублей в зависимости от тарифа. А вот стоимость самой дешевой трубки абсолютно рекордна для нашего города — 2200 рублей.
Но это не предел. В Самаре мобильники уже сейчас можно купить за 1999 рублей. На очереди дальнейшее снижение стоимости аппаратов. Пока до себестоимости, потом — чуть ниже. А в перспективе нас вероятно ждет то же самое, что произошло на Западе. Зарубежные компании готовы раздавать (а некоторые уже раздают) трубки бесплатно. Этот шаг объясняется, естественно, не тягой к благотворительности, а элементарным коммерческим расчетом. Когда заполучить новых клиентов только рекламой уже невозможно, а обеспеченность граждан сотовыми телефонами близится к ста процентам, то остается старый проверенный способ — халява. Якобы филантропия окупается очень быстро: ведь главные доходы в мобильной связи — от оплаты трафика.
Битва дополнительных услуг
На втором месте после числа абонентов для сотовых компаний стоит такой показатель, как средняя выручка с одного клиента. Ведущие российские компании — московские «МТС» и «Вымпелком» (владелец брэнда «Би-Лайн»), а также питерская «Телекоминвест», владеющая монополистом сотовой связи Санкт-Петербурга — компанией «Северо-Западный GSM», — величины этого показателя не скрывают и показывают при любом удобном случае. По разным оценкам он колеблется в пределах от 40 до 90 долларов в месяц. Не последнее место в формировании этой выручки играют дополнительные услуги.
Набор дополнительных услуг — важное поле битвы за клиентов и для тольяттинских сотовиков. Если судить по рекламной компании, то «СМАРТС» предлагает более широкий спектр допуслуг. Последняя новинка — мобильный доступ в Интернет — WAP. Отношение к ней противоречивое. Несмотря на то что WAP существует сравнительно давно, особой популярности он пока не снискал. Были даже разговоры о безвременной кончине мобильного Интернета. Между тем недавно менеджеры финской кампании Nokia, которая на сегодня является лидером по выпуску сотовых телефонов, заявили, что перспективы роста продаж трубок они связывают именно с развитием WAP-технологий. По-видимому, нас ждет второе рождение мобильного Интернета.
Любопытен расклад по оплате допуслуг. Периферийные услуги — конференц-связь, переадресация вызова и т.д. — обычно бесплатны. Зато те услуги, которые, как правило, пользуются спросом — голосовая почта, определитель номера, передача коротких сообщений, доступ к междугородной и международной связи — предоставляются за плату. В общем, поле для соревнования между компаниями довольно обширное. И в ближайшее время на нем развернется нешуточная борьба.
Между тем, выигрывает не та компания, которая обладает технической возможностью предоставления тех или иных услуг, а та, которая эти услуги активно продвигает. Хитом последнего сезона стала рекламная кампания «Би-Лайна» по продвижению такой услуги, как аренда телефонов. У горожан даже создалось впечатление, что это нововведение для Тольятти. Однако в «СМАРТСе» уверяют, что блиц-договор — аналог аренде — в перечне услуг компании существует давно.
Противостояние старейших мобильных операторов является лишь прелюдией к той битве сотовиков, которая нас ожидает в ближайшем будущем.
Новые лица
Последние полгода ознаменовались не только обострившейся конкурентной борьбой между двумя операторами мобильной связи. За это время в Тольятти начал работать еще один оператор — дочерняя компания «Связьинформа» «Самарский радиотелефон», продвигающая брэнд «СоТел». Кроме того, открыт филиал другого оператора — фирмы «МСС-Поволжье».
«СоТел» — брэнд федерального значения. По охвату территории России с ним мало кто может сравниться. Но в Тольятти «Самарский радиотелефон» пока не в состоянии составить серьезную конкуренцию местным операторам. Главная причина — малый охват городской территории: имеющиеся в наличие две базовые станции позволяют обслуживать абонентов лишь в Автозаводском и Центральном районах. Но уже в новых кварталах Нового города и в Комсомольске «СоТела» пока не слышно. Впрочем, как обещают в компании, к концу лета это пройдет — одновременно с запуском двух новых базовых станций. И тогда проявятся другие преимущества «СоТела» — низкий тариф (17 у.е. за минуту) и 15 первых секунд бесплатно. Не исключено, что даже высокая стоимость аппаратов, поддерживающих стандарт NMT-450i, которая составляет минимум 7 тысяч рублей, не остановит потенциальных клиентов. Пока же в «СоТеле» довольствуются тем, что всего 100 тольяттинцев предпочли маленькую компанию двум городским мобильным монстрам.
«МСС-Поволжье» — новое название фирмы «МСС-Саратов», которая появилась в нашем регионе около полугода назад. Сначала саратовцы намеревались открыть в Самаре филиал, но когда поняли, что наша область весьма перспективна для развития сотовой связи, то решили обустроить тут свою штаб-квартиру.
Пока продвижение «МСС-Поволжья» в основном связывается с областным центром. Филиал в Тольятти хотя и открыт, но признаков жизнедеятельности пока не подает. По словам заместителя директора ТМРЦЭС Николая Растоварова, саратовцы заняты в нашем городе проектно-изыскательскими работами. Иными словами, готовят почву для вторжения на рынок сотовой связи. В прессе уже звучали сообщения, что это произойдет едва ли не в августе-сентябре. Однако специалисты, оценивая темпы подготовительных работ, склонны предполагать, что по крайней мере в Тольятти новый оператор связи появится не ранее зимы. А значит, у городских сотовых аборигенов есть еще время подготовиться к достойной встрече конкурента.
***
В «Би-Лайне» вдохновлены недавней покупкой крупного пакета акций «Вымпелкома» структурами, принадлежащими «Альфа-групп». Появление солидного инвестора может обернуться серьезными вливаниями в развитие бизнеса. А так как «Би-Лайн-Тольятти» имеет к «Вымпелкому» определенное отношение, то тольтяттинцы надеются, что возрождение потерявшего прежний темп былого лидера сотовой связи России затронет и наш регион.
«СМАРТС» также может в ближайшее время претерпеть изменения. Не смолкают разговоры о появлении солидных инвесторов и у этой пока независимой компании. Причем слухи ходят самые противоречивые. В покупатели самарцев прочат то московскую МТС, то питерский «Телекоминвест». Позиции первой выглядят более предпочтительными: общепризнано, что «МТС» обладает едва ли не безграничными ресурсами. Но за питерцами — потенциал административного ресурса, где первую скрипку играет министр связи Леонид Рейман.
Как бы там ни было, потребители сотовой связи могут быть только удовлетворены таким развитием событий. Конкуренция, операторов сулит тольяттинцам только выгоды. При этом, специалисты не прогнозируют серьезного снижения тарифов. Но улучшение качества связи и расширение перечня услуг по сути гарантировано.
Александр ШМЫГОВ