На первое — зарплата, на второе — сокращения?

19 января 2004 09:59
 9869

В ближайшее время АВТОВАЗ немного повысит зарплату своим работникам. Однако в связи с плачевным состоянием заводского бюджета эта приятная новость может стать последней перед массовыми сокращениями, урезанием социального пакета и другими непопулярными мерами. Почему это может произойти?

Десять тысяч вазовцев будут сокращены. Расходы на социальный пакет ОАО «АВТОВАЗ» будут серьезно снижены. Пять детских садов будет снято с баланса АВТОВАЗа. Коллективный договор — только для членов профсоюза. Сегодня смело можно назвать две главные причины, в результате которых эти тревожные слухи могут стать реальностью: плохие продажи автомобилей и начало выпуска «Калины».
По данным вазовской статистической службы, фактически одна седьмая часть произведенных в прошлом году автомобилей не нашла своих покупателей. 91500 «Лад» стоит мертвым грузом на дилерских площадках и УРП. Причина все та же — падение покупательского интереса к вазовским автомобилям. Очередной кризис продаж, рухнув, пробил в вазовском бюджете дыру порядка полутора миллиардов рублей. Но ситуацию еще более ухудшает необходимость запуска нового модельного ряда. Для реализации проекта «Калина» требуются серьезные финансовые вливания. При этом уже сегодня рядом авторитетных вазовских руководителей признается факт серьезного отставания от намеченного плана выпуска. Есть опасность, что 18 ноября (именно на этот день запланирован выпуск первого автомобиля «ВАЗ-1119») повторится ситуация с презентацией первых «Нив-Шевроле», который сошли с конвейера настолько сырыми, что это было заметно даже невооруженным глазом. Пресловутого инвестора, поисками которого вот уже несколько лет занимается руководство АВТОВАЗа, видимо, найти за оставшееся время не удастся. Поэтому, вероятнее всего, пояса вазовцам придется затянуть до предела.

Когда это может произойти?

По мнению независимых экспертов, окончательное решение об урезании расходов ВАЗ примет лишь во второй половине марта по окончании президентских выборов. Причина проста: возможные массовые сокращения работников и урезание социального пакета чреваты волнениями в народной среде, что может нанести серьезный удар по авторитету АВТОВАЗа. То есть 1 апреля может стать для вазовцев днем юмора. Черного юмора. Возможно, именно в этот день работникам придется узнать о том, что большинство слухов подтвердилось.
А вот для успокоения народных масс перед выборами в 20-х числах января АВТОВАЗ планирует повысить заработную плату. Подсластить, так сказать, пилюлю. Однако это будет слабым утешением для более чем ста тысяч тольяттинских автостроителей. Особенно если помнить о пятидесятипроцентном повышении квартплаты.

Это плохая новость не только для вазовцев, но и для всего города. Ведь известно, что финансовый кризис на заводе моментально скажется на всей городской экономике.

Комментарий

Николай Карагин: «Главное, чтобы не было сокращений»

Для того чтобы узнать, насколько оправданны слухи об урезании Социальных гарантий вазовцев, мы обратились к Николаю Карагину, члену Совета директоров и председателем профкома ОАО «АВТОВАЗ».

Хочешь гарантий, вступай в профсоюз?

— Как вы относитесь к тому, чтобы коллективный договор распространялся только на членов профсоюза?

— Уже не первый год на конференциях поднимается этот вопрос. На некоторых предприятиях России колдоговор уже не распространяется на тех работников, которые не вступили в профсоюз. Много средств у нас уходит на контроль за выполнением колдоговора. А ведь финансируется это из бюджета профсоюзной организации, который формируется из взносов членов профсоюза. Легко понять их недовольство. Они постоянно платят взносы, а льготы у них на том же уровне, что и у остальных.
Но по законодательству, организация, готовящая колдоговор, должна распространять его действие на всех работников. И мы это делали, делаем и будем делать.

Иное дело что дополнительные льготы для членов профсоюза должны быть. Уже есть примеры. Так, в 2003 году, если путевка для ребенка в ДОЦ (детский оздоровительный центр) стоила для всех, например, 1000 рублей, то члену профсоюза надо было заплатить порядка 500 рублей. В любом случае, непродуманных решений по данному вопросу быть не должно. Этот вопрос должен быть решен в результате начавшихся переговоров с администрацией.

Платной медицины не будет

— Как вы считаете, какие проблемы в социальном обеспечении вазовцев можно назвать на сегодня главными?

— Главная задача профсоюза — сделать все возможное для того, чтобы не было массовых сокращений персонала. Мы можем с гордостью сказать, что даже в тяжелые 90-е годы нам удалось справиться с этой задачей. Много внимания мы уделяем организации и условиям труда.
Работник должен отдыхать. В 2003 году завод не смог выделить на путевки достаточно средств. Стоимость путевок для работников была увеличена, но часть средств переведена в заработную плату. При этом, по нашим данным, многим работникам нравится именно такая форма. Ведь далеко не все ездят по путевкам.

Еще одна значимая проблема — медицинское обслуживание. На протяжении всего года мы следили за выполнением программы, и сейчас уже можно говорить о том, что возникшие проблемы уже решены. Платной медицины на заводе не будет.

На протяжении этого года были затрачены солидные средства на оказание помощи работникам завода. Необходимо учитывать и то, что в нашу организацию входят пенсионеры, которым мы также оказываем материальную поддержку. Часто к нам за помощью обращаются и не члены профсоюза. В большинстве случаев мы тоже идем им на встречу.
Продолжает работать касса взаимопомощи, во многих других профсоюзных организациях они закрыты.

Тяжелый метр

— Николай Михайлович, возникли проблемы с выполнением программы по улучшению жилищных условий. Ваше отношение к данному вопросу?

— На состоявшейся недавно отчетной профсоюзной конференции я говорил о том, что «Лада-Дом» повысила стоимость квадратного метра. В результате чего увеличились суммы платежей, которые стали непосильными для рядовых работников АВТОВАЗа.

Но эта проблема должна решаться на государственном уровне. Как минимум 15-20 законов необходимо для урегулирования проблемы. Нужно снижать и ставку кредитования. Ставка 15% слишком велика. Рассрочка должна даваться не на пять лет, как сейчас, а на 15-20.

Меньше путевок — больше зарплата

— Будет ли повышаться заработная плата рабочим АВТОВАЗа в 2004 году?

— По итогам каждого квартала составляется отчет. В том случае если инфляция значима и позволяют итоги производственно-хозяйственной деятельности (выполнение плана и хорошая реализация автомобилей. — Авт.), то происходит повышение тарифной ставки и окладов. Сейчас подводятся итоги за весь 2003 год. К двадцатым числам января должно быть определено: будет ли повышение и насколько. Мы должны обратить особое внимание на низкооплачиваемые категории работников. Прожиточный минимум в 2003 году составлял 2400 рублей, а у нас есть рабочие, получающие зарплату, незначительно превосходящую его.

— Есть ли вероятность снижения расходов на социальную программу?

— В следующем году перед заводом стоят очень серьезные задачи, которые требуют огромных капиталовложений. У нас есть договоренность с администрацией ОАО «АВТОВАЗ» о максимальном сохранении того социального пакета, который есть сейчас. Другое дело что содержимое его будет видоизменяться. У нас есть положительный опыт 2003 года, когда вместо помощи в приобретении путевок мы сделали прибавили к зарплате 220 рублей. Не все ездят отдыхать на турбазы, не все питаются в столовой, не все ездят на общественном транспорте. Поэтому логичнее заплатить эти деньги работнику, а он сам решит, как использовать эти средства.

«Путем естественной убыли…»

— Самый больной вопрос: планируется ли сокращение работников АВТОВАЗа?

— На протяжении уже десяти лет в коллективном договоре есть специальный раздел. В нем говорится о том, что завод не должен стремиться к сокращению работников. Вначале должен быть прекращен прием на работу со стороны. Затем может быть снята вся сверхурочная работа, возможны неполные смены. Есть много механизмов, для того чтобы избежать сокращения. Мы можем только надеяться, что оно не произойдет. А вот перекосы по численности есть. Например, есть избыток в РСИС (руководящий состав и специалисты) и недостаток рабочих в ряде производств.

— А как этот вопрос решался в 2003-м?

— Путем естественной убыли. За 2003 год 3000 человек ушли с завода: кто-то уходит на пенсию, кто-то увольняется по собственному желанию.

Профсоюз против

— Как вы относитесь к новой методике начисления отпускных?

— Мы с постановлением правительства от 11 апреля, введшим эту методику, не согласны. Ведь полностью нивелируется вся сверхурочная работа. Можно говорить о нарушении законодательства. Подобные постановления должны приниматься в результате решения трехсторонней федеральной комиссии: правительства, работодателей и профсоюзом. Мы уже отправили письмо в Министерство труда, Федерацию независимых профсоюзов России. Надеемся на положительное решение данного вопроса.

— Насколько нам известно, есть угроза того, что январский аванс вазовцам выплатят в феврале…

— Мы уже отправили письмо на имя генерального директора, провели переговоры с соответствующими службами. В результате это непопулярное решение было отменено, и 23-26 января работники получат аванс в полном объеме.

Автор: Николай Краснов

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: