Основой для разработанного в мэрии Тольятти документа стал Федеральный закон «О противодействии коррупции», принятый год назад. Утвержденный на местном уровне порядок призван создать единую систему по предупреждению фактов коррупции в органе исполнительной власти.
Согласно распоряжению градоначальника Анатолия Пушкова, каждый чиновник мэрии обязан сообщать обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Письменные уведомления должны быть направлены непосредственно мэру (или его заместителю), а также в органы прокуратуры.
При этом предусмотрены строгие правила оформления подобных обращений. В них должны быть указаны ФИО и должность заявителя, все известные ему сведения о лицах, предложивших преступить закон, способ и обстоятельства склонения к правонарушению, его сущность и возможные доказательства. Выполнить эту должностную обязанность чиновнику надлежит крайне оперативно — не позднее чем на следующий день после «сомнительного» предложения. Если же в этот момент служащий находится вне работы, то для начала он должен уведомить своего непосредственного руководителя по любым доступным средствам связи.
Письменное уведомление является сигналом к проведению служебной проверки. Для этого формируется специальная комиссия, которая и будет выяснять дальнейшие обстоятельства. Ее результаты могут обернуться для заявителя весьма неожиданно — от обеспечения мер государственной защиты в связи с возможностью угроз до увольнения с муниципальной службы. Вероятно, именно поэтому отдельные наблюдатели относятся к утвержденному порядку весьма скептически. «Я считаю этот документ фикцией, — говорит вице-спикер Тольяттинской думы Олег Кулагин. — Это все равно что самого себя заставить бороться с коррупцией. И дело здесь не в мэрии, сама система управления настроена на коррупцию. Мы знаем, что гаишники торгуют дорогой, врачи торгуют нашим здоровьем, профессора зарабатывают на студентах, судей снимают с должностей. Так что бороться с коррупцией путем составления каких-то графиков нереально. Нужно дать людям идею, смысл нахождения в обществе. А нам сказали — возьмите суверенитета столько, сколько сможете унести, и это расценили буквально. Ни властей, ни прокуратуры, ни СИЗО на всех не хватит. Люди не могут и не будут работать из-под палки».