Отставка Каданникова

01 ноября 2005 18:30
 24758

Сергей Жилкин — ректор Тольяттинского государственного университета.

Программа «Город» от 01.11.2005 г.


Алексей Зильперт:  Тема нашей сегодняшней передачи – отставка председателя совета директоров ОАО АВТОВАЗ Владимира Васильевич Каданникова. В студии ректор Тольяттинского государственного университета Сергей Федорович Жилкин.

Несколько моментов вводных я хотел бы сказать. Во-первых, Сергей Федорович очень отказывался, и я его с трудом уговорил принять участие в передаче, в связи со сложностью и масштабностью темы. Для меня был вопрос – с кем эту тему вообще можно обсудить – «отставка Владимира Васильевича».
И второй момент, который бы я хотел сказать. Это событие или не событие? Каков масштаб события? Это событие страны, событие автомобильной промышленности страны, это городское событие? Масштаб человека – это количество связей.

Сергей Жилкин: Во-первых, это безусловно событие. В жизни города, на мой взгляд – это… (дай бог все будет хорошо до конца года) это событие года. Потому что Владимир Васильевич в прошедшие семнадцать лет был очень важным автором жизни собственно города. Начиная с 1988 года, вы наверное помните… 1989 год – это создание в Тольятти анклава жизни, отличного от всей России. Когда в Тольятти за ВАЗовские талоны, потом районные, городские талоны можно было купить известный набор продуктов и товаров. Когда вся страна жила… по-другому. Начиная с этого и заканчивая тем, что в конце 2005 года, в то время, когда Каданников ушел в отставку, автомобили «Лада» в России и за ее пределами продаются, как говорится, «в лёт». Очень много действий за эти 17 лет.


Владимир Васильевич абсолютно городской человек. Я думаю даже важнейшая фигура в городской жизни, во всех ее проявлениях. Я думаю – это особое событие и для автомобильной промышленности.

Алексей Зильперт: Из того, что я прочитал за это время – у местных СМИ практически нет позиции по отношению к этому событию. Такое комунально-бытовое отношение. Вот обсуждается – кто будет собственником. Есть три версии: СОК, государство и GM. Продал Каданников свои акции СОКу или нет – вот это «важный» момент. Теперь реакция фондового рынка – есть много специалистов, они считают, что это событие. Сначала объявили, что на 10% упали акции АВТОВАЗа, потом выяснили, что наоборот поднялись. Рынок отреагировал положительно. И список – в чем виноват и что «провалил». Причем виноват… я тут цитату такую нашел: «Если на моей давно умершей, но поему-то еще как-то ездящей «шестерке», сломался неизвестно где изготовленный бензонасос, то кто виноват? Конечно Каданников». Как бы Вы это прокомментировали. Это заказ, или что это такое?

Сергей Жилкин: Я встречался с Владимиром Васильевичем. Но я посчитал для себя неуместным спросить о причинах отставки. Она объявлена и все. Причины анализировать можно. Желающие – пожалуйста! И как вы говорите – они это и делают. Но вот целый хор голосов от истерии Александра Пикуленко (я правильно называю эту фамилию) на радио «Эхо Москвы» до странного молчания городских и областных СМИ, которые не определяют своего отношения, а только фиксируют факты… Это все слова из одной песни, и эту песню можно назвать. На мой взгляд, лучше всего сказал дедушка Крылов: «Ах, Моська, знать она сильна, что лает на слона». А тем более что же не погавкать во след уходящему слону. Мне же за это ничего не будет, а я вроде бы как гавкаю на слона и вроде бы как я «большой, толстый и важный». Известная ситуация. Она не первая в истории нашей страны и человечества, и не последняя. Я это рассматриваю как еще одно подтверждение значимости фигуры и личности Владимира Васильевича Каданникова. Я полагаю, что Владимир Васильевич этих газет не читает и занимается другими делами. Почему люди не пытаются оценить собственно работу и его деятельность? Плюсы и минусы, как у всех бывает… С точки зрения этого аспекта – а что было сделано за семнадцать лет и что могло бы произойти, если бы этого не было сделано. И тогда, если люди смогут набраться известного мужества и интеллекта, и вот так посмотреть, ретроспективно. Я думаю, что это было бы правильнее.

Алексей Зильперт: Два крайних текста из того, что я нашел. Это текст в сегодняшнем «Эксперте», где перечисляются все, якобы «провалы», допущенные Каданниковым. Это масса незавершенных начинаний: «сейчас АВТОВАЗ – это живой бизнес-кейс того, как не надо делать автомобили», «народный автомобиль», «создание индустриального парка», провал проекта с «Дженерал-моторс» и т.д. Но вот «Калину» на производство поставил и, слава Богу…

Сергей Жилкин: Это «Эксперт»?

Алексей Зильперт: Да, это «Эксперт», вроде бы солидное издание. Короткая, ядовитая статья…

Сергей Жилкин: Вы правильно сказали «вроде бы». Мне нравятся слова «вроде бы»…

Алексей Зильперт: Как бы! Или типа…

Сергей Жилкин: Еще лучше – «типа!»

Алексей Зильперт: И есть еще другой текст. За день до объявленной отставки проходила конференция «Значение исторической науки для анализа путей развития ОАО «АВТОВАЗ» и отечественной автомобильной промышленности». Вот цитата из доклада Каданникова: «Изучение и агрессивная популяризация собственной истории, максимально открытая и максимально правдивая, принесет заводу лояльность покупателей. Как говорится, отношение к товару больше зависит от мифологии, чем от качества металла, из которого варят кузов автомобиля». Я на 100% с этим согласен. А дальше он приводит такой момент, что 4 млрд. рублей (в «советском» исчислении) было вложено в создание ВАЗа. За годы работы государство получило около 100 млрд. рублей. То есть завод окупил себя 17 раз…

Сергей Жилкин: Доклад блестящий! Это не только мое мнение. На конференции была плеяда ведущих историков страны и зарубежные гости. И в кулуарах, и подводя итоги работы на круглом столе они говорили, что это фундаментальный доклад. Как воспринимать его? Ну, конечно не как завещание. Но как некий итог сорокалетней истории АВТОВАЗа. Обратите внимание – отнюдь не деятельности самого Владимира Васильевича! От замысла, от Мариэтты Шагинян, которая опубликовала идею, что хорошо бы получить такой «народный автомобиль» до 1966 года. До понимания значения всего этого проекта.


Последние 17 лет Владимир Васильевич вел этот проект, как мог, я считаю совершенно успешно. Можно было бы лучше? Можно!


Сейчас у меня есть другая фраза: «Придут честолюбивые дублеры, дай бог им лучше нашего сыграть». Более того, когда я уже прощался с Владимиром Васильевичем, я ему говорю, вот эти 17 лет (поскольку мне повезло, я с 1990 года работал главой администрации Автозаводского района) были самыми тяжелыми в истории АВТОВАЗа. Я выразил свое почтение за то, что ему удалось удержать ситуацию, и более того, развить ее в позитивном направлении. Владимир Васильевич сказал замечательные слова: «Я бы очень хотел, Сергей Федорович, чтобы так и было. Чтобы эти годы остались самыми тяжелыми в жизни АВТОВАЗа».

Что будет происходить с городом. Я думаю, что будем жить. В этом смысле город – 760 тысяч человек с их каждодневными заботами, радостями печалями… И, конечно, отставка Владимира Васильевича в этой части не повлияет на жизнь города. Как будут вести себя новые менеджеры – посмотрим.


В любом случае я считаю, что в городе настолько много талантливых, энергичных людей, что такого рода действия не могут существенно повлиять на жизнь в городе. Поскольку эту жизнь мы строим сами своими руками. Поэтому я считаю, что все будет, слава Богу!

Алексей Зильперт: Спасибо, Сергей Федорович! Будем следить за развитием событий.

Сергей Жилкин: Давайте посмотрим.


Видеозапись интервью (14 Мб, формат .avi) 

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: