29 апреля 2012 08:39
12702

Петр Золотарев: Не ждите от «Рено-Ниссана» зарплаты в 2,5 тысячи евро

Накануне Дня солидарности трудящихся, который за последние 20 лет трансформировался в праздник весны и начало дачного сезона, мы встретились с руководителем независимого профсоюза «Единство» Петром Золотаревым, который давно борется за то, чтобы рабочим на ВАЗе жилось лучше. Отметив, что в Тольятти сейчас проблема с солидарностью трудящихся, и пригласив горожан на традиционный первомайский митинг, он ответил на ряд вопросов «Вольного города».  

— Петр Анатольевич, в последнее время после того, как в городе и на ВАЗе погасили кризисный очаг напряженности и перестали проводиться массовые акции протеста, начало формироваться мнение, что жить трудящимся в Тольятти стало лучше. Так ли это, на ваш взгляд?

— Считаю, что нам не стало жить легче и лучше, ведь общение с рабочими показывает, что осталось много нерешенных проблем. Что касается вазовцев, то затишье обманчиво, поскольку внутреннее напряжение существует (об этом прекрасно знают заводские социологи), а от участия в митингах и демонстрациях людей удерживает лишь боязнь потерять работу. Это прекрасно понимают работодатели, которые всячески пытаются демонстрировать работникам свою власть. Мол, если высунешься, то мы тебя сразу уволим. Прикрываясь неустойчивым положением автозавода, людей принимают на работу по срочным трудовым договорам, причем такая практика используются все чаще. 

Естественно, трудящихся напрягает, когда нет уверенности в завтрашнем дне. Есть даже случаи самоубийств, но об этом никто не пишет. Вина за все лежит на действующей власти и работодателях, создающих условия, при которых люди себя неуверенно чувствуют. 

— По словам многих рабочих, основной проблемой остается низкая зарплата…

— Ну кто скажет, что на ВАЗе высокая зарплата? Причем работодатель всегда прикрывается кризисом, и это тоже возмущает трудящихся. Ну почему мы должны платить за кризис, который породили неэффективные собственники и менеджеры, предприниматели и власть? Особенно удивляет, когда высокие чиновники заявляют, что несут ответственность за то, что происходит в стране. Интересно: чем, какой частью тела они отвечают за то, что мы плохо живем? Нет никакой ответственности. Максимум, что делается, увольняют с работы какого-нибудь министра. Считаю, что это неправильно, и изменить ситуацию способны лишь сами трудящиеся своими активными действиями. Показательный пример – декабрьские митинги в Москве и других городах. 

Мы должны построить общество под нас, а не под олигархов. В качестве примера могу привести предприятие «Кинельагропласт», где сложилась предзабастовочная ситуация. Рабочие требовали установить индексацию зарплаты, отменить неудобные графики, и в итоге они своего добились и теперь будут получать больше, благодаря коллективным действиям.  

— Вы упомянули декабрьские митинги. Но ведь мы прекрасно видели, как эти акции буквально превратили в фарс из-за участия в них тех же олигархов и личностей типа Ксении Собчак. Простой рабочий опять остался на втором плане. 

— Я соглашусь с вами. Да, там были представители рабочих, и это именно они освистывали выступавшего Кудрина. По сути, это оценка его деятельности на посту министра финансов. В России из 142 миллионов человек 74 миллиона работает на различных производствах, так что именно эти люди должны влиять на жизнь общества, для чего необходимо организовываться. Пример: в одной бригаде рядом много лет работают два человека, но они не уверены друг в друге. Надо понимать, что у нас общие интересы и проблемы. Буквально на днях я вернулся со съезда МПРА (межрегионального профсоюза работников автопрома. – Прим. авт.), куда, кроме «Единства», входят профсоюзы «Форда», «Автофрамоса», «Фольксвагена» и многие другие. Так вот очень порадовало, что молодые ребята понимают, что их интерес в том, чтобы защищать свое право на достойный труд и зарплату. Конечно, власть и работодатели делают все, чтобы не дать рабочим объединиться. Взять хотя бы наш профсоюз. Членов «Единства» продолжают преследовать (у нас целая коробка с фактами дискриминации), внушают другим общую атмосферу страха, чтобы даже не думали вступать. И все равно люди идут к нам, кто-то состоит в профсоюзе подпольно, кто-то открыто. Вообще страх – плохой советчик, с которым в этой жизни ничего не построишь. Вот придут на наши места дети, какие условия труда и уровень зарплаты их ждут? Не будет ли нам стыдно?

— Вы упомянули о 74 миллионах трудящихся в России, а между тем на президентских выборах вряд ли про кого-то из кандидатов можно было сказать, что он представляет именно рабочий класс. Не парадоксальная ситуация?

— К сожалению, таких ярких личностей, про которых можно было бы сказать, что они представляют рабочий класс, в России действительно нет. В виде исключения можно назвать нашего Анатолия Иванова, который много лет представлял рабочий класс в Государственной думе, хоть его и критиковали за то, что он состоял в «Единой России». В Астрахани есть Олег Шеин, объявивший голодовку против несправедливых мэрских выборов. Это мой товарищ, хотя я противник таких методов протеста, как голодовка. Считаю, что, умерев от голода, никому ничего не докажешь. Сейчас в Госдуму внесли законопроект о так называемых забастовках солидарности. Вряд ли его поддержит «Единая Россия», хотя можно напомнить, что в декабре Дмитрий Медведев уже внес поправку в закон о забастовках, упростив обоснования для их начала. Раньше подобное решение можно было принять лишь на конференции или собрании трудового коллектива, а теперь достаточно подписей более половины работников, которые желают, чтобы начался коллективный трудовой спор. 

— Каковы текущие дела профсоюза «Единство»? Удалось ли выиграть суды и восстановить на работе ваших активистов?

— Как я уже говорил, репрессии по отношению к членам профсоюза продолжаются. Когда в свое время одна из наших активисток Ольга Бойко, работавшая маляром в опытно-промышленном производстве, стала требовать достойных и безопасных условий на рабочем месте, областная инспекция по труду наказала не только вице-президента ВАЗа по персоналу, но даже тогдашнего руководителя завода Бориса Алешина. В отместку за ней стали следить, доносить, что она с кем-то разговаривала на рабочем месте без респиратора, а потом еще сняла очки, что запрещено техникой безопасности. В результате ее за это уволили. Мы два или три месяца защищали ее интересы в судах, и в итоге ее восстановили. 

Но это еще не все. Три дня после этого ее не пускали на территорию завода, придумывая различные причины, а потом спросили: «А что же ты сразу не пришла, после того как тебя суд восстановил?» Она все же получила пропуск, но как только начала работать, вновь посыпались претензии насчет респиратора и так далее. В итоге недавно она уволилась с завода. Сейчас устроилась на работу в другое место. То есть не каждый выдержит такой напряг. Следят и за другими активистами. Что касается меня, то я уже четыре года не могу свободно проходить на территорию завода. Мне ограничили допуск, понимая, что мое присутствие будет сплачивать и организовывать людей. Теперь, чтобы пройти, нужно сделать заявку, согласовать все в вазовской высотке.

— Никто из нового руководства ВАЗа не предпринимал попыток встретиться с активом «Единства»? 

— Из всех президентов мы встречались лишь с Виталием Вильчиком и еще Борисом Алешиным, причем с последним вообще получилась забавная история. Кто-то из журналистов спросил у Алешина, как будут выстраиваться взаимоотношения с «Единством». Он ответил, что отношения должны быть человеческими, а позже согласился на мое письменное предложение встретиться и обсудить взаимоотношения. Когда я пришел к нему в высотку на 24-й этаж, он сказал буквально следующее: «Да, я немного опрометчиво поступил, заявив, что нужно выстраивать с вами отношения». Он пояснил, что сверху пришла поправка: никаких отношений выстраивать не надо. Это вполне понятно, ведь работодатель заинтересован в том, чтобы профсоюз «Единство» не признавали, не встречались с активом. Ведь если признать, то другие рабочие начнут организовываться. Хотя я считаю, что если нас не признают, то мы идем верным путем: не сидим на одном стуле с руководством, как это делает руководитель профсоюза АСМ Карагин, отстаиваем лишь интересы рабочих, требуя от руководства больше, чем сейчас имеем. Ничего сверхъестественного мы не просим, а то некоторые говорят, что если повысить зарплату, как мы хотим, то завод остановится. Никогда такого не было, ведь кто как не рабочий больше всего заинтересован в сохранении мест. 

— В прошлом году вы предприняли очередную попытку уйти в политику, но проиграли. После декабрьских выборов много говорилось о том, что вы не дождались от «Справедливой России» обещанного финансирования своей кампании, да и с КПРФ не удалось найти общего языка, в результате чего часть голосов оппозиции досталось не вам. Не отбили ли те выборы желания еще куда-то баллотироваться?

— Да, все именно так, как вы сказали. Что касается фразы: «Пойти в политику», то могу сказать, что мы уже давно там, ведь это слово означает не что иное, как взаимоотношение классов. Другое дело – идти во власть. Если вернуться к декабрьским выборам, могу сказать, что конкуренты пытались договариваться с руководством «Справедливой России», чтобы меня исключили изо всех списков. Власть очень боится чужих. В любом случае я считаю, что нужно баллотироваться в законодательные и исполнительные органы власти, ведь интересы рабочих там не представлены. Большинство депутатов – олигархи или предприниматели. Как рассказывал Анатолий Иванов, многие из них даже зарплату в думе никогда не получали, поскольку это для них копейки.  

— Какова судьба «Справедливого союза Тольятти», о котором много говорилось перед декабрьскими выборами?

— Формально эта организация существует, но, к сожалению, никакой деятельности я не вижу. 

— А как вы относитесь к тому, что ваши коллеги по «ССТ» Борислав Гринблат и Михаил Маряхин на мэрских выборах примкнули к единороссам? 

— Появилось небольшое разочарование, хотя я к таким вещам отношусь философски. Люди разные, и взгляды у них тоже разные, тактика, стратегия… 

— Каковы ваши взаимоотношения с Анатолием Ивановым? Он в последнее время ведет активную деятельность, выдвигался на пост мэра…

— У нас с Анатолием Семеновичем всегда товарищеские отношения, ведь он предан профсоюзному делу. Он всегда помогал «Единству» (даже материально), и сейчас его отношение не изменилось. Мы с ним всегда советуемся. Считаю, что его поддержка сыграла не последнюю роль в том, что мэром стал Сергей Андреев. Думаю, что Иванову надо попробовать поучаствовать в выборах губернатора, если они, конечно, состоятся.  

— Сейчас все ждут продажи контрольного пакета акций ВАЗа концерну «Рено-Ниссан». Одни опасаются, что иностранцы окончательно загубят заводскую социалку, другие, наоборот, полны оптимизма и заявляют, что, как только начнем собирать иномарки, зарплата сразу же поднимется. Вы какой точки зрения придерживаетесь?

— Интересный пример у нас прямо перед носом  —  совместное предприятие «Джи-Эм АВТОВАЗ». Когда оно только открывалось, многие мечтали туда попасть в надежде именно на высокую зарплату, такую же, как у работников «Джи-Эм» в США. Между тем политика транснациональных корпораций такова, что они внедряют новые технологии, управляют по-западному, а вот уровень зарплаты и условия труда на рабочих местах такие же, как в том регионе, где работает предприятие. Поэтому не стоит ждать повышений зарплаты и от «Рено-Ниссана». Рабочие будут получать те же 15-16 тысяч рублей в месяц, а не 2,5 тысячи евро, как в Европе. Кстати, на съезде МПРА я общался с членами французского профсоюза CJT, объединяющего, в том числе работников «Рено». Договорились о сотрудничестве, так что решением наших проблем займутся и западные коллеги. Как я выяснил, они даже ведут переговоры о том, чтобы участвовать в распределении прибыли предприятия по итогам года. Я предложил, чтобы их требования распространялись и на работников «Рено» в других странах, в том числе в России и, в частности, на АВТОВАЗе, если «Рено» все-таки приобретет контрольный пакет. Они ответили, что обязательно будут этого добиваться. 

 

Беседовал Андрей Липов

Источник: Вольный город

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Наталия Сорокина 16 апреля 19:13
Представляю как сложно водителю маршрутки или автобуса вставать в полпятого утра, чтобы к полшестому уже подвести свой транспорт к остановке!... Физиологично для организма это тяжело и для семей самих водителей... Смотрю в окно квартиры по утрам - первый транспорт подъезжает к остановке ("Торпедо") уже в 5:30... Народу на остановке к этому времени человек пять - восемь... Может быть пересмотреть расписание, как для производств, так и для транспорта по-другому?!... На производстве сделать пересменки не в 6:00 - 7:00 часов, а в 8:00 часов... Конечно же, потребуется ещё одна рабочая смена на производстве, зато психоэмоциональное здоровье работников не будет нарушаться анти-физиологичным расписанием труда!... Тогда и у водителей транспорта расписание работы начнётся не с полшестого, а с полвосьмого времени... Тогда это устроит, как рабочих, так и водителей города, меньше будет озлобленности от недосыпа у людей!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: