Поэт — в Тольятти… Куда уж больше, чем…

29 ноября 2005 12:44
 21849

«В Тольятти в Большом зале Дворца культуры Автоваза состоялся поэтический вечер, завершивший собой фестиваль тольяттинской литературы. В литературном концерте впервые за многие годы выступили представители Союза писателей России и Союза российских писателей. Вели вечер поэты К. Рассадин (СПР) и Б. Скотневский (СРП). От имени московских писателей тольяттинцев приветствовали Н. Переяслов, В. Огрызко, А. Кувакин, М. Переяслова и Р. Сенчин. В вечере также принял участие руководитель Департамента культуры мэрии г. Тольятти В. Колосов». («Литературная газета», №48, 23-29 ноября 2005 г.)


…По крайней мере, два тольяттинских литератора, Вячеслав Смирнов и Валентин Рябов, состоят в двух творческих Союзах, а Валентин Михайлович еще и активно функционирует в обеих писательских организациях города, будучи в одной членом правления, в другой – председательствует. И много других литераторов мирно сотрудничают и там, и сям. И что интересно, им это не мешает заниматься личным творчеством, создавая оригинальные произведения, печатаясь в изданиях и того, и другого Союза, той и другой писательской организации.


Известно также, что принимая участие в литературном празднике Воронежа, председатель правления Союза российских писателей Светлана Василенко вполне осознанно высказала мысль об объединении Союзов под общим названием ассоциация российских литераторов. А «между строк» читалась такая рациональная цель: под флагом преобразования «подчистить» оба Союза. Потому что совершенно очевидно: на волне перестройки оба объединения как бы соревновались, какой из них многолюднее – набралось немало пишущих авторов, которые, мягко говоря, не дотягивают до профессионального уровня. Зато каждый Союз претендовал на более светлое место под солнцем. Натурально выражаясь, старался вытребовать у государства большее материальное благополучие. И как-то забывалась творческая основа объединений. А она, слава Богу, существовала и развивалась.


И хотя почему-то многие участники и зрители недавно прошедшего в зале Дворца культуры и техники ОАО «АВТОВАЗ» городского фестиваля «Тольятти – город поэтов» решили, что он тоже ставит цель консолидировать силы двух местных писательских организаций, думается, что все же он имел и решил другую не менее важную для нашего сообщества задачу. Он продемонстрировал широчайший спектр творческих (и пусть звучит крамольно – идеологических, этических) пристрастий увлеченных поэтическим трудом горожан. И по возрасту – от школьницы до почтенных ветеранов. И по профессиональному уровню – от начинающих любителей (независимо от возраста) до утонченных в художественном смысле мастеров слова. И по нравственным категориям – от высокого духовного наполнения до саркастического вульгаризма. И все же, пусть на короткое время, пусть искусственно, пусть под презрительные взгляды сторонников противоположных направлений, гостеприимная сцена ДкиТ объединила людей, занимающихся одним делом: посредством одного для всех сочинителей русского художественного слова отразить мироощущение разных представителей нашего «пестрого» состава общества. И это – доброе свойство демократического преобразования. Когда еще Владимир Владимирович… Маяковский ратовал за то, чтобы в стране было поэтов и много, и разных! Теперь вот уже при другом Владимире Владимировиче этот прорыв намечается. В конце концов, разве не благородное это дело – дать выговориться хотя бы перед теми, кто занимается тем же?!


Конечно, в организации фестиваля было досадное множество оплошек, срывов и элементарных ошибок. Думается, это и есть следствие мелочных распрей некоторой части литераторов (наверняка, как всегда, в творческой среде, из-за споров, кто в ней гениальнее). И субъективные причины: организаторы явно не доработали в подготовке такого ответственного события: как часто бывает – с пресловутой надеждой на российскую «авось».


И еще два положительных момента. По итогам фестиваля общероссийские газеты «Литературная Россия» и «Российский писатель» посвятили тольяттинской литературе специальные выпуски . Второе: представители обоих Союзов, участвующие в празднике, присмотрели наиболее талантливых молодых литераторов. И уже точно: наш земляк Семен Краснов рекомендован в Союз писателей России. И это обнадеживает! 


Для меня, детского писателя и наставника творческой молодежи, очевидно: перестроечный раздрай разрушил устоявшийся идеологический строй, до сих пор не предложив ничего путного взамен. А демократию, как известно, по-разному, как раньше, так и теперь, как целые народы, так и отдельный человек, трактуют весьма по-разному. Отсюда и несуразицы как в творчестве людей искусства, так и приятии их плодов потребителями (простите, за грубое, но — по существу, определению). И тут особенно беспокоит состояние дел с воспитанием подрастающего поколения – именно с ним мне чаще всего сегодня приходится общаться. И с теми, кто в силу государственной службы обязан прививать и развивать здоровые эстетические вкусы и нравственные идеалы.


Вот только несколько сложнейших ситуаций, в которых в последнее время оказывалась моя знакомая сотрудница библиотеки Автограда, точнее сказать, хозяйка литературной гостиной библиотеки Автограда Александра Владимировна Кишкурно. Как-то молодые начинающие литераторы упросили ее дать им полную самостоятельность в проведении творческого вечера (они регулярно проводятся здесь по воскресеньям) одной из вполне талантливой поэтессы. И она позволила, о чем жалела. В кромешной темноте поэтесса, облаченная в чёрный балахон упокойным голосом читала свои сочинения о своей смерти, о ближайшем конце света и прочих изящно зарифмованных страстях-мордастях. Впечатление жуткое! Да и Бог бы с ними, с этими «вывихами» – пусть бы где-то в другом месте насаждалась в умы молодых людей эта мистическая чушь. «Но ведь я должна представлять в этом государственном учреждении государственную идею! – рассуждает Александра Владимировна. – Но ведь и нет четкой идеологии у властей. Хотя, в любом случае, вряд ли когда созреет она с упаднической установкой… И этот «мистифицированный» вечер – для меня предостережение…».


И другой случай. Там же происходило. Как инициатор и организатор конкурса школьников «Юные Музы – ВАЗу» хозяйка гостиной готовилась к праздничной церемонии подведения итогов конкурса А в это время, как на грех (вот именно!), в помещении салона уже несколько дней выставлялись творческие работы художника-авангардиста. Среди прочих выставлялась инсталляция (ну, очень модное направление в искусстве! – ха-ха, незабытое старое-престарое!) жуткого вида: в гробу в виде выдолбленной из бревна лодки помещался мумифицированный труп мужчины в стилизованной под старину расписной рубахе. Тело и лодка-гроб лакированы под мореный дуб. А установлена эта «прелесть» по требованию автора в переднем углу гостиной. Долго не могла решить, что делать с этой картиной заведующая, и все же перед самым мероприятием с детьми попросила на время спрятать шедевр искусства куда-нибудь в темный уголок. Хотя сопротивление художника было сильнейшим, все-таки мумию убрали. Понятно, что такие жутики вряд ли могли сочетаться с таким вот сочинением моей юной воспитанницы Танечки Антоновой – она одна из активных участниц названного конкурса.


“Ладушка”


Я взрослею.
Мой город со мной.
Весь в движеньи машин многоцветных.
Я люблю твой характер шальной,
Что воспет на страницах газетных.
А с заводом давно мы родня:
Папка – токарем,
В прессовом – бабушка…
И срывается с губ у меня
Почему-то не “ЛАДА”,
А – “ЛАДУШКА”!


Такое вот незатейливое, поистине детское восприятие близкого по месту и сердцу окружающего мира! И это, и множество других сочинений юных дарований помещены в двух выпусках сборника “Юные Музы – ВАЗу”. А собраны они мной по итогам ежегодных одноимённых фестивалей-конкурсов, которые организуются библиотекой Автограда по инициативе и при поддержке департамента общественных связей ОАО “АВТОВАЗ”, лично специалиста Леонида Пахуты. Поддерживает это доброе дело и городской департамент культуры. Вообще, надо заметить: несмотря на подавляющую (?!) индустриализацию города Тольятти (в основном – это автомобильное и химической производство) местные власти заботятся о духовном, творческом развитии молодёжи. Скажу только о литературном творчестве в школьной сфере.


Кроме названного в городе проводятся конкурсы-фестивали “Шаг в будущее”, “Юный литератор”, “Покровские и Рождественские чтения”, участие в которых принимают в качестве экспертов и руководителей мастер-классов профессиональные литераторы и преподаватели Тольяттинского Государственного университета. И казалось бы, это должно радовать…


Однако…


В местной прессе, в так называемой, “коммерческой”, где в отделы, освещающие культуру, кажется, внедрились журналисты, стремящиеся огульно чернить всю нашу нынешнюю действительность. И, скажем, в пух и прах был обруган фестиваль “Юные Музы – ВАЗу” и одноименные сборники.


Конечно, не все гладко у ребят с рифмами, с ритмикой, но надо ж понимать: это ж всего лишь попытка детей мыслить образно. Но “бумагомаракам” не это важно – корреспонденты вообще отвергают необходимость привлекать детей к социальному творческому заказу, сомневаются в их искреннем отношении к заводу, к труду…


Чтобы более наглядно показать высокомерие одного из журналистов, приведу другой пример.


“…Печатные артефакты… Литературные экзерсисы…”. Подобными изысканно научными понятиями напичкал он свою рецензию. А разбору образованец подверг сборник стихов и рассказов, посвящённых 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Авторы этих “экзерсисов” – преимущественно непосредственные участники войны на боевых фронтах и в трудовом тылу. Вот на их незамысловатые откровения и обрушился жёлчный критик.


Зато с большим пиететом в большинстве местных газет демонстрируются образчики дешевой (хотя и в красочной упаковке) литературной продукции. В основном поддерживаются сочинения скабрезного характера. Так, недавно тремя авторами был издан сборник стихов, описывающих стыдные физиологические отправления и изобилующих нецензурными выражениями. Вот, как, кстати, московский критик Николай Переяслов, хорошо знающий местную литературу, потому что недавно здесь жил и работал в творческой сфере, охарактеризовал творения некоторых наших пиитов: «В «Городе» (это литературный журнал тольяттинской писательской организации Союза российских писателей – А.С.) печатается много идейно пустых и, честно говоря, грязноватых в нравственном отношении стихотворений, ««пускающих»»и читателя, и сам жанр поэзии к таким темам, как мастурбирование в ванной, каннибализм и всякие пошлости…»


И ладно бы только печатались. Так с этой гадостью однажды авторы отправились на презентацию… в театр юного зрителя. По слухам, несмотря на громкую афишу, зал был почти пуст – тем не менее, всю эту непотребность слушали любопытствующие дети!


Некоторые литераторы пытаются воспрепятствовать такому разгулу – обратились в департамент культуры с просьбой более строго относиться к финансированию подобных изданий. В ответ получено невозмутимое объяснение: издатель полностью выполнил указанные параметры проекта.


Правда, специалист, давший такой ответ уже не работает в департаменте… Тем не менее, факт говорит о том, что такое бывает: чиновники не вникают в содержательную часть культурных проектов.


А вот ещё пример “поддержки” местных талантов. Одна из газет броским шрифтом предпослала заметке такой заголовок: “Отсидел четыре срока. Написал четыре книги”. Так и напрашивается продолжение логической цепочки: а сели б отсидел десять сроков? А речь в заметке идёт о достаточно одарённом тольяттинском авторе. И дело не в том, что он по молодости оступился, а потом встал на добрый путь – неволе литератор посвятил лишь свою первую книгу, а затем показывал обычную обывательскую жизнь. И даже не в этом суть, а в том, что несмотря на явный талант автора, в его произведениях есть и творческие просчёты. Вот бы и поговорить о художественных и содержательных достоинствах и упущениях. Но нынешней жёлтой прессе важны грязные сенсации – и реальные, и придуманные…


В связи с этим, получая для консультации множество детских рукописей, вижу одну неприятную тенденцию: некоторые юные авторы в своих поэтических пробах следуют примеру газетной и телевизионной чернухи. Вот пример.


Меня съедает пустота,
И одиночество, и слабость.
Мне одиноко в тишине
Безмолвных голосов.
Мне чужды радость и любовь,
Мне страшно быть счастливой –
Ведь вслед за счастьем по пятам
Идёт за нами горе…
И т.д., и т.п.


Кстати, девочка, посещающая мою студию, носит только чёрную одежду. Спрашиваю: у тебя какое-то несчастье? Нет. В семье что-то страшное случилось? Нет. А что ж этот траур означает – и в одежде, и в стихах? Это мой имидж… А что же будет с ней, когда её постигнет мало-мальская неприятность?! В некоторых ребячьих пробах калькируются ужастики из американских боевиков и тупой фантастики.


Но вернусь к моей любимице Тане Антоновой. У неё случилось горе – потеряла маму. Но не потеряла себя. Уже в 12 лет она издала небольшой сборничек с характерным названием “Моё сердце – комочек маленький”, а все сегодняшние стихи пронизаны светлой печалью, тем высоким чувством, что отличает менталитет русского человека. И совсем новая добрая весточка: по итогам областного конкурса молодых литераторов новая рукопись поэтического сборника Антоновой признана лучшей и рекомендована к изданию.


Слава Богу, последнее время местная власть, действительно, начинает поддерживать светлые добрые позывы человеческих душ, высокую культуру российского оптимизма. Пример тому ежегодные областные и городские творческие конкурсы. По их итогам издаются сборники стихов и рассказов. В них столько добра, столько света!


И это вселяет надежду: истинно российская культура жива, несмотря на “вандализм” “желтушных” журналистов и писак-маразматиков…


Александр Степанов, лауреат премии Союза журналистов СССР (1976 г.), член Союза писателей, заслуженный работник культуры Российской Федерации, наставник творческой молодёжи.

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: