Послесловие к конференции «Журналистика и медиа-рынок Поволжья»

11 октября 2005 15:21
 10173

На прошлой неделе, в Тольятти завершила свою работу первая научно-практическая Конференция «Журналистика и медиа-рынок Поволжья». Конференция проходила при поддержке Союза журналистов России и факультета журналистики Московского государственного университета. Генеральным спонсором Конференции выступил Волжский автозавод.


Тольятти не избалован форумами творческих союзов, не является и признанной гуманитарной столицей Поволжья, на которую наверно претендуют многие города: Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов. Поэтому назовем выбор Тольятти дипломатически удачным, ведь собравшиеся участники смогли за два дня обсудить значительный круг проблем российской журналистики, от взаимоотношений с бизнесом и властью, до организации обучения журналистскому ремеслу и повышению квалификации.


Эта была небольшая, камерная конференция, где встретились коллеги по цеху из Волгограда, Казани, Ульяновска, Чебоксар, Нижнего Новгорода. Тольятти представляла добрая треть участников, каждый пятый трудится в Самаре. Москва, демократично выставила 10 участников, но среди них встречались знакомые и громкие имена: декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский и председатель Союза журналистов России– Всеволод Богданов.


Всеволод Богданов открыл конференцию небольшим докладом-рассуждением о современном этапе и состоянии журналистского дела в стране. Помянув недавно ушедшего от нас Егора Яковлева и его последнюю статью «Нечего стучаться в открытую дверь» Всеволод Богданов привел одну из мыслей автора статьи о том, что лучшим временем для российской журналистики было время существования государственных СМИ. Престиж профессии был высок. Все обсуждали публикации. «Газетой можно было прихлопнуть не только комара но и министра. Далее мэтр прешел к критике современного этапа. По его словам, сегодня подлинная журналистика пропала, она, составляет ли 5-7 % от всего объема публикаций, все остальное это материалы политтехнологов, заказы пиарщиков, и разного рода компромат. Люди называющие себя журналистами не интересуются искренне проблемами человека и общества. Все ринулись пиар.


Если кратко передать основные мысли доклада, следует назвать три основные проблемы или болезни, которые терзают российскую журналистику.


1. Партийность ( или скорее клановость)
2. Коррупция
3. Вредоносная деятельность политтехнологов ( ремесла часто сливающегося с деятельностью журналистов всех разновидностей СМИ).


О последней болезни докладчик выразился с особенной болью и чувством. Главное не только что политтехноологи испортили и вытоптали информационное пространство и разуверили читателя и зрителя в правде печатного слова и телесюжета. Главное, что они незаметно сместили представления о Добре и Зле. «Зло стало привлекательным, а Добро-примитивным и скучным.» .Источником выздоровления и возрождения, Председатель Богданов назвал журналистику региональную.


Далее, с докладом «АВТОВАЗ: информационная открытость-атрибут современной компании» выступил директор по связям с общественностью Петр Абрамович Нахманович. Содержание доклада Петр Абрамович бодро прочел по бумажке, но как опытный оратор основной акцент сделал на вопросы аудитории.


Итак, основой вазовской стратегии связанной с удержанием и завоеванием автомобильного рынка, является программно-целевой подход по поддержанию деловой репутации, продвижению брэнда и продукта автозавода.


Нужно сказать, что участникам конференции были розданы материалы, включая «Положение об информационной политике ОАО «АВТОВАЗ». Это действительно фундаментальный документ, состоящий из введения и восьми разделов, составленный очень трудолюбивой группой юристов.


Итак, основными принципами Информационной политики АВТОВАЗа являются принципы:
Регулярности
Оперативности
Доступности
Достоверности
Полноты
Сбалансированности

Петр Абрамович упомянул о том, что АВТОВАЗ стремится соответствовать самым взыскательным международным требованиям к автопроизводителям, в том числе и в стандартах освещения деятельности ОАО в СМИ. АВТОВАЗ предлагает для СМИ проведение пресс-конференций, брифинги с первыми руководителями общества, организацию тест-драйвов автомобилей LADA для журналистов, регулярное создание и распространение информационных и аналитических пресс-релизов.


По словам директора по связям с общественностью, АВТОВАЗ не желает судиться с журналистами, искажающими информацию и пишущими откровенную неправду. Эта принципиальная позиция базируется на нежелании участвовать в информационных войнах и рекламировать информационных лгунов и клеветников.


На это заявление кто-то из зала привел пример мэра Лужкова, который никогда не дает спуску и судится со всеми, кто по его мнению клевещет и искажает «московскую правду». Известно, что Лужков выигрывает все суды.


Спорить с информационной политикой АВТОВАЗа и с генеральным спонсором конференции никому не захотелось и внимание собравшихся сразу привлек доклад Директора института региональных исследований Вячеслава Столярова.


Корень многих зол, в состоянии российской журналистики, докладчик увидел в самой системе подготовки журналистов. Отсутствие серьезного базового образования у российских журналистов приводит к «бессодержательности, беспринципности, продажности, подконтрольности журналистики, цинизму и отсутствию идеалов». А вот на Западе благодаря системе бакалавриата и магистратуры складывается «Сообщество компетентных, независимых журналистов, авторитетных специалистов в своем деле.»


Тут докладчика подвел слайд, где закралась коварная «очепятка».Оценка подготовки системы образования российских журналистов завершалась диагнозом «Культ профессионального делитантизма». Выражение несколько странное, но эмоциональный запал докладчика вызвал оживление и шевеление в аудитории. Народ заерзал в мягких креслах и не стал придираться к ошибке. Но право журналиста не обладать базовым знанием объединило многих. Общий рефрен «Нет, почему? Мы не согласны».Тут досталось и западной журналистике .


Разумеется, что истина пряталась в этот момент где-то посередине. Ситуация выровнялась и в дальнейшем сообщество решило, что серьезное, базовое или отраслевое образование помогает писать правдиво и красиво.


Далее, из содержания докладов стало понятно, что статус журналистов в разных странах сильно разнится. Что необходимо отличать журналистов от хроникеров и политтехнологов (не к ночи будь помянутых).


Среди общих проблем назывались: снижение интереса у читателей к печатным СМИ, расширение читательской аудитории Интернет-изданий. По данным Фонда «Общественное мнение» в России, количество пользователей Интернета с 2003 по 2005 год выросло в 2 раза и составляет порядка 18 млн чел. Лидером, разумеется, является Москва — 3.7 млн , далее Поволжский федеральный округ — 3.1. млн, Центральный федеральный округ 2.9 млн.


Говорилось на конференции и о цифровом ТВ и Интернете, которые стали обычным делом в США и Европе. Досталось и пресловутому глобализму. Например, Reuters открыло офис для 20 сотрудников в Индии, где собирается, анализируется и готовится информация о деятельности американских компаний.


Конференция не ставила своей целью принять какую-нибудь резолюцию или меморандум. Или, допустим, наложить на себя какие-нибудь вериги обязательств морально-этического плана. Главным итогом стало осознание общности проблем и необходимости совместных усилий. Регионы, как и ранее, несмотря на мощный отток в столицу энергичной и талантливой молодежи продолжают удивлять себя и окружающих. Провинция сопротивляется, правда, периодически впадая в «провинциальный снобизм». Радует то обстоятельство, что журналистика как явление общественной жизни отделяет себя от деятельности в рамках СМИ. Появляются люди и темы, которые вызывают споры и суждения не на уровне эмоциональных ругательств, а на уровне корректных аргументов, научных гипотез, цифр, результатов социологических и психологических исследований.


Завершилась конференция на мажорной ноте посещения ВАЗа, сборочного конвейера «Калины». Это действительно сильное впечатление, и тема отдельной статьи, которую читайте в ближайшее время.

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: