31 августа 2000 12:13
9602

Проблема отечественного автомобилестроения — сам факт его наличия


Идея заголовка этой публикации принадлежит председателю совета директоров АО «АВТОВАЗ» Владимиру Каданникову. В минувшую среду, сразу после официального открытия в Москве шестой международной автовыставки «Мотор-шоу-2000», в проходе между моделями автомобилей вазовской экспозиции он бросил в адрес вашего корреспондента: «Дарю заголовок статьи «Основная проблема отечественного автомобилестроения — сам факт его наличия». Через минуту он пошел навстречу гостям, подходящим к вазовской экспозиции, — главе Центробанка Виктору Геращенко и руководителю ГАЗа Николаю Пугину. После этого визита вежливости они все вместе направились в конгресс-центр экспоцентра, где состоялось совещание автомобилестроителей с правительственными чиновниками, на которое журналисты допущены не были.

На следующий день некоторую многозначительность и более чем двусмысленность своей фразы прокомментировал сам Владимир Каданников во время другой встречи с депутатом Госдумы от Тольятти Анатолием Ивановым. Беседа началась с того, что последний спросил у своего бывшего руководителя:

— Честно говоря, обилие новых моделей, представленных здесь, удивляет даже бывших вазовцев. Как вы думаете, которые из этих моделей наиболее значимы для вас, а какие лишь эффектны?

— Наиболее значимы, конечно же, «Калина» и все вариации «десятого» семейства. А наиболее эффектен, особенно в смысле дизайна, созданного молодыми вазовскими дизайнерами, выглядит двухместный кабриолет на базе «Калины». А вообще-то семейство автомобилей «Калина» уже реально существует и его надо именно сейчас ставить на производство, на что необходимо 800 миллионов рублей на одну модель.

— Понятно, что инвестирование в отечественное автомобилестроение — условие выживания для нас, автомобилестроителей, но откуда оно придет?

— Это так. Своевременная смена моделей и обновление основных фондов — условие выживания в условиях конкуренции.

В принципе ни одна автомобильная компания в мире на свои собственные средства свое развитие не обеспечивает. Все они так или иначе кредитуются. Другое дело, что у наших конкурентов своих собственных средств побольше, чем у нас.


Вчера проходило совещание автомобилестроителей с российским правительством. Я обратился к Касьянову с просьбой, чтобы АВТОВАЗу долг, реструктурированный правительством, был бы направлен как инвестиционный кредит на постановку на производство моделей семейства «Калины». В принципе это немного — два с половиной миллиарда рублей долга — десять процентов от необходимого, но и это было бы существенной поддержкой правительством отечественного автопроизводителя. Тем более что бизнес-план показывает, что проект освоения производства автомобилей семейства «Калины» существенно повышает налогооблагаемую базу. Если это делать сейчас, то от «Калины» в год в бюджет будет поступать на 600 миллионов рублей больше, нежели от производства нынешних «пятерок», «четверок», «семерок», которые она должна заменить на нашем конвейере. Это только от налога на добавленную стоимость. И порядка 2,5 миллиарда рублей в год поступало бы за счет налога с прибыли. Так что такие капиталовложения со всех точек зрения разумны и правительство может пойти на это.

Завтра же мы встречаемся с одной инвестиционной компанией, которая может привлечь деньги из Саудовской Аравии и Кувейта на инвестиционный кредит в размере 600 миллионов долларов на приемлемых условиях.

Но и, конечно, самим надо стараться «поджимать» себестоимость, чтобы больше можно было направлять на развитие. В этом году мы на 1 рубль продукции тратим 85,14 копейки, что больше, нежели в прошлом году. Обусловлено это тем, что продолжают расти цены на материалы и комплектующие изделия в большей степени, чем на автомобили. Мы же можем повышать цену только до уровня, когда наша продукция покупается. Причем весь ее объем. Иначе надо сокращать производство, что связано с такими специальными последствиями, на которые просто пойти нельзя.

Перед нами стоит задача не только сохранения коллектива, но и его омоложения. В год надо хотя бы 250 — 300 молодых специалистов принимать, две тысячи молодых рабочих.

— В Москве ходят слухи о неких отечественных инвесторах, которые желают вложить деньги в отечественное автомобилестроение.

— Вчера на эту тему мы говорили с Виктором Геращенко. Конечно, было бы хорошо найти солидного отечественного инвестора, такого как Сбербанк. Но в последнее время ставка рефинансирования хоть и понижена, но на 28 процентов… Невозможно себе представить проект какого-либо достойного дела, которое бы дало фондоотдачу, позволяющую получать прибыль, заплатив при этом только по кредиту 28 процентов. Тем более это невозможно при производстве автомобилей. Ведь эти суммы в любом случае надо перекладывать на покупателя — другого источника средств у нас нет. А покупатель нищий, его благосостояние не растет, что в свою очередь, и не позволяет тому же покупателю предложить более современный, экологически чистый отечественный автомобиль.

— Ходили слухи, что Сибалюминий вроде бы мог инвестировать средства в АВТОВАЗ, еще какие-то структуры называются, вы что-то знаете об этом?

— Ничего, я только читаю об этом в печати, как и вы. Все это «утки». Да и кому это надо — инвестировать, например в АВТОВАЗ, если мы прибыли не даем? В прошлом году мы впервые вышли на безубыточный баланс по году.

— Может быть, такие возможные инвесторы появятся под неким давлением со стороны правительства, президента?

— Думаю, что такого не будет. А вот те «наезды», которые случатся в последнее время в нашей стране, имеют чисто фискальный характер. Они исходят от чиновников, желающих выслужиться перед начальством любыми способами. Им плевать на народ, на промышленность. Взбрело им в голову, например, содрать с АВТОВАЗа денег больше, чем он ныне платит, вот они и пугают. Глупо.

— Поговаривают, что «наезд» на Каданникова связан с тем, что вы поддерживаете Титова.

— Ерунда. Это только он сам так может полагать или его окружение.

— Но вы же поддержали его на выборах в губернаторы Самарской области?

— Да. Поддержал, потому что считаю его полезным для Самарской области. Потому что известна его деятельность, ее результаты. Потому что он предсказуем, а любые иные кандидаты нет.

Я был категорически против выдвижения кандидатуры Константина Алексеевича на пост президента России и ему об этом сказал. В том числе и то, что буду делать все, чтобы он туда не прошел. И добавил, что буду делать все, чтобы он был губернатором. У меня совершенно ясная и простая позиция.

— У нас в Госдуме предполагают возможность того, что Титов все-таки покинет пост губернатора и станет работать в одном из ее комитетов на постоянной основе. Если это случится, то кого вы видите губернатором Самарской области?

— Я полагаю, во всяком случае, что от такой рокировки самой Самарской области пользы не будет. А она живет много лучше, чем другие регионы, и не только потому, что на ее территории расположен Волжский автозавод.

Что сделал Титов плохого, чтобы его нужно было заменить? Я не нахожу ответа на этот вопрос. От добра добра не ищут.

— А почему вы отошли от руководства региональной организацией партии «Единство»?

— Потому что выполнил свою задачу. Я участвовал в создании движения «Единство», которое активно голосовало за Путина и всячески мешало Титову стать президентом. Мы успешно это дело осуществили, а когда движение стало партией… Ну какой я партиец? Мое дело автомобили создавать, а не партию строить.

— Спасибо за беседу и надеюсь, что все задачи в нашей стране будут решаться и делать это мы будем совместно.

— Я тоже на это надеюсь и рассчитываю на то, что и государство в целом и Госдума в частности будут поддерживать отечественных производителей автомобилей.


Владимир ДЯДЧИН,
Фото Юлии МАЙОРОВОЙ

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: