11 декабря 2000 09:07
9258

Проблемы сточной приватизации

Сегодня уже можно безапелляционно заявить, что одной из наиболее важных экологических проблем Тольятти является проблема стоков. Хотим мы этого или нет, но пришло время признать — угроза парализации городской канализации существует. Вспомните аварию в Федоровке накануне 1999 года или недавние сообщения о сбросе стоков Северного промузла в ливневый канал.

В то же время есть и реальная перспектива разрешить сложившуюся ситуацию и снабдить наконец город тем, чего у него сегодня нет — полной технологической цепочкой водоотведения, принадлежащей муниципалитету, и только муниципалитету.

За завесой мрака

Полная картина состояния городской канализации и систем очистки, как того и требует жанр, покрыта мраком. Однако из разрозненных сведений при необходимости можно составить некоторое представление о том, в каких условиях мы избавляемся от собственных нечистот и чем нам это грозит. Зрелище не самое приятное.
Итак, водоотведение начинается с сетей, принадлежащих муниципалитету. Исключение составляет Автозаводский район, где безраздельно господствует АО «ТЕВИС». В Комсомольске же и Центральном районе стоки, пройдя сети, поступают на очистные сооружения, которые, по иронии приватизации, принадлежат двум акционерным обществам — Синтезкаучук и Тольяттиазот. (Недавно СК передал станцию очистки в аренду Тольяттикаучуку, об этом нюансе чуть ниже.) Очищенные стоки ТоАЗа поступают в его же собственный коллектор, а СК — в муниципальный. Наконец, все это доходит до федоровских берегов, где под судоходным каналом и полуостровом Копылово проложены трубы (дюкеры), по которым наши стоки доходят до Саратовского водохранилища и под давлением выбрасываются через так называемый рассеивающий выпуск. Так вот, 2 нитки из шести этого рассеивающего выпуска вообще никому не принадлежат по причине списания. АвтоВАЗ избавился от них примерно год назад: баба с возу — кобыле легче, понимать надо. Мало того, специалисты предполагают, что бывший вазовский выпуск на сегодня частично разрушен и некоторая доля стоков попадает прямо в судоходный канал.

Принадлежность очистных сооружений химпредприятиям также немало усложняет городскую жизнь. В июне этого года СК уже пытался повысить тариф на очистку стоков, чуть ли не уравняв его с тарифом «Водоканала». Это означало, что плата за электроэнергию, например, исчезала из тарифа полностью. Несмотря на то что городскому руководству удалось урегулировать этот вопрос, угроза до сих пор сохраняется. По крайней мере, для повышения расценок у владельцев очистных есть не только собственные благие намерения, но и объективные причины макроэкономического характера — цены на ресурсы растут и расти будут. Так что, по неофициальным данным, в ТК всерьез обсуждается возможность повышения тарифа до 5 р./м3, что на 50 копеек выше того, что «Водоканал» берет со своих абонентов за водоотведение. При этом городское сообщество уже привыкло, что усреднитель стоков на частной станции не первый год строится за счет бюджетных средств. Интересно, вот если бы сосед вдруг предложил вам оплатить ремонт его, соседского, автомобиля, вы бы, наверное, очень удивились. А здесь ничего — так и надо.

Сами же легендарные очистные ТК недавно справили юбилей — 40 лет. Возраст почтенный, но все-таки не для таких устройств. Ведь только по официальным данным ТК в их очищенных стоках ПДК по фосфатам превышается примерно в три раза, что способствует цветению воды и заиливанию дна. Для доказательства этого даже экспертизы не нужно: буйное цветение воды мы имеем честь наблюдать ежегодно. Примерно в 5-6 раз превышается допустимое содержание нефтепродуктов. Но если самими очистными сооружениями ТК делиться с городом особенно не желает, то выплаты за подобные превышения платят все предприятия, причастные к образованию стоков, а значит, и город.

Но вот что важно: очистные дороги нашим химикам как зеница ока. По неофициальной информации, этой осенью город вел переговоры о передаче ему в собственность станции очистки в счет 80-миллионного долга СК. Станция оценивалась примерно в 40 млн. р. Переговоры, как вы уже догадались, успешно провалились, а химики буквально на следующий день объявили аукцион на свой ДК. Контраст впечатляет: дворец, пожирающий ежегодно 7 млн. р., предприятию не нужен, а очистные, из-за износа способные работать фактически лишь в половину проектной мощности, необходимы. Арифметика интересов такова. Ежегодные платежи «Водоканала» за очистку стоков, как известно, составляют примерно $1 млн. Еще $400 тыс. — дают экономия СК на очистке собственных стоков и плата за эти услуги Волгоцеммаша, «Фосфора», Куйбышевазота и ТоТЭЦ. Как видим, старая клуха еще способна нести золотые яйца. Не зря же СК спешно передал станцию в аренду новообразованному ТК, невзирая даже на то, что ТК не имеет лицензии на соответствующий вид деятельности. Так что химики сегодня, по-большому счету, даже новый тариф утвердить не могут. Зато город по прежнему остается в прямой зависимости от причуд «сточного монополиста». Ну, это как обещали: у нас везде «чечня».

Так что же мы сбрасываем в Волгу?

Официальные данные по концентрации примесей от неофициальных отличаются тем, что в них не отражаются пиковые значения. Если, например, Куйбышевазот вдруг сбрасывает стоки с большой концентрацией азотных соединений, то ил, обеспечивающий биоочистку, просто гибнет и отправляется в водохранилище как обычная грязь. Правда, сейчас такие случаи происходят редко: предприятия Северного промузла при необходимости просто пользуются ливневым каналом. В начале 90-х эта упрощенная схема получила официальное подтверждение. Тогда стоки канала из условно чистых, предназначенных для орошения полей, были переименованы в загрязненные, которые, по идее, уже нужно чистить. Однако чистить их возможности у ТК нет, по причине ветхости «золотоносных» очистных. Ситуация смягчается лишь тем, что на третьей насосной станции ТоАЗа вся эта грязь разбавляется очищенными стоками ТоАЗа и ТК.

Но даже если учесть, что после очистных ТК начинается муниципальный коллектор, город распоряжается им на птичьих правах, так как запорная арматура всецело находится в руках АО. К тому же единственная нитка коллектора фактически лишает город маневра на случай аварии. При порыве типа федоровского работу всей системы водоотведения в Старом городе придется просто остановить. Удовольствие, я вам скажу, не из приятных.

Стоки по концессии

Еще летом в прессе появлялась информация о возможности постройки муниципальной станции очистки сточных вод. Инициатором выступало новое руководство «Водоканала». Читатели могут удивляться, но идея не была похоронена в лучших традициях местного либерализма. В середине сентября «Водоканал» провел встречу с представителями предприятия HYDRO Abwassertechnik GmBH. Эта фирма уже строит станцию очистки в Шереметьево-2.

Тогда же в Тольятти побывали представители ВАДО Интенейшнл СНГ. Они построили очистные в Узбекистане, и сегодня их предложения уже прорабатываются в цифрах.
Немецкая фирма СХВ предлагает построить станцию очистки на основе концессии. Это значит, что мэрия и СХВ заключают инвестиционный договор, на основе которого немецкая сторона сама найдет кредитные ресурсы и построит станцию. Главное в этом деле — максимально оптимизировать расходы: проще говоря, найти местных подрядчиков, заменив как можно больше материалов и комплектующих на отечественные.

Для эксплуатации станции СХВ предлагает создать с МУП «ПОКХ г. Тольятти» совместное предприятие. Срок строительства очистных — 18 месяцев. В собственность города они перейдут через 12,5 года эксплуатации. Опыт проверен в Москве, где СХВ уже сдало два аналогичных объекта. Схема гарантирована от финансовых кризисов, так как в случае очередного обвала будет просто увеличен срок возмещения затрат.

Одновременно со станцией очистки предполагается построить муниципальный параллельный самотечный коллектор, тем самым сделать водоотведение в Тольятти полностью муниципальным, а заодно обеспечить город резервом на случай непредвиденных обстоятельств.

Реализация любого из этих проектов может значительно изменить отношение города с химпредприятием. ТК, избавившись от городских стоков, сможет полностью принимать стоки Северного промузла, даже с помощью своих дышащих на ладан сооружений. Однако для сохранения активного ила ТК придется приобретать хозбытовые стоки и, возможно, даже платить за них городу. Тольяттиазот вполне может рассчитывать на стоки Нового города, по крайней мере, технические возможности для этого есть. Да и предпосылки тоже. В летний период Автоград в сутки производит стоков на 20-30 тыс. м3 больше, чем могут принять очистные АвтоВАЗа.

Итак, сегодня все зависит от того, какое решение примут городские власти, и будут ли они принимать его вообще. Главное, чтобы на первый план не вышли интересы противоборствующих кланов. Ведь если идея не реализуется, то через пару лет мы реально можем захлебнуться собственными нечистотами. И тогда в проигрыше окажутся даже те, кто умеет только одно — успешно вставлять другим палки в колеса.

Павел Андреев

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: