Пропавшее производство

22 июня 2007 12:33
 12305

Началась эта истории в 1997 году, когда руководство АВТОВАЗа приняло решение ставит на конвейер «Калину». Уже тогда было понятно, что производить принципиально новую модель с должным качеством и потребительскими свойствами на старом оборудовании главного конвейера невозможно. Поэтому производство новой модели предложено было организовать в отдельном корпусе, как в свое время это было сделано с «Нивой». Перебрав несколько вариантов, руководство АВТОВАЗа решило освободить под производство «Калины» корпус прессово-арматурного производства (ПАП), специализировавшегося на мелкой штамповке. Судя по всему, авторы идеи были из самого высшего руководства завода. Директор прессово-арматурного производства Константин Ерослаев, выступивший категорически против варианта переноса оборудования, был смещен с поста и отправлен на второстепенную должность. По самой распространенной версии, горячим сторонником идеи расформирования ПАП стал тогдашний первый вице-президент ВАЗа Николай Ляченков. Сам Ляченков это категорически отрицает, заявляя, что «один человек не мог являться автором такого серьезного решения». «Существовала целая программа вывода мелкой и средней штамповки с АВТОВАЗа, — заявил Николай Ляченков. – Вывод оборудования прессово-арматурного производства с территории завода производился в связи с ней, решение принималось на совете директоров».
Поначалу решение переноса прессово-арматурного производства могло показаться кому-то ошибочным, но корыстный умысел в этом вряд ли кто-то мог заметить. Завод вообще не предполагал отдавать оборудование в собственность своей «дочке»: все станки числились у ТЗТО на ответственном хранении. Странности начались позже. В конце 2000 года неожиданно завод принимает решение «подарить» своему дочернему предприятию около 150 единиц различного оборудования, переданного из прессово-арматурного производства. Причем оценивается оборудование не по рыночной цене, которая, по самым скромным подсчетам, составляла на тот момент около 1 миллиарда рублей, а по балансовой стоимости, которая рассчитывалась еще по советским нормативам: 12% от стоимости вычиталась каждый год в виде амортизации. Полторы сотни станков оценили всего в 12 миллионов рублей. Возможно, сдав их в металлолом, завод бы смог выручить больше. Оформляются акты приема-передачи активов, на соответствующую сумму увеличивается уставный капитал ТЗТО.
В следующем году руководство завода почему-то находит ТЗТО ненужным и принимает решение продать его. Причем активы ТЗТО оцениваются опять не по рыночной, а по балансовой стоимости. Конечно, нельзя сказать, что оборудование, работавшее на ТЗТО, было новым и современным. Но даже при этом его оценка оказалась заниженной. По неподтвержденным данным, сумма сделки составила всего 32 миллиона рублей. С кандидатурой покупателя у заводского руководства проблем не возникло. Счастливым обладателем завода с немалым парком оборудования, выпускавшего необходимую ВАЗу номенклатуру деталей, стало ООО «ПФ «Дательстройконструкция» (ДСК). Примечательно, что в числе учредителей оного впоследствии обнаружились отпрыски известных вазовских фамилий: Юрий Ляченков (сын Николая Ляченкова) и Елена Селиванова (дочь тогдашнего президента завода и нынешнего исполнительного директора по производству Виталия Вильчика).
Сам принцип разделения громоздкого завода и продажи (передачи) части его активов в частные руки является здравой идеей. Но в итоге выгода контракта с ДСК оказалась для ВАЗа весьма сомнительной. После того, как оборудование ПАП переходит к ДСК, цены на номенклатуру, выпускавшуюся на этих станках для ВАЗа, поднимаются примерно на 26%.
В 2005 году после прихода на завод команды управленцев из Рособоронэкспорта Николая Ляченкова и Виталия Вильчика выводят из совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». А в 2006 году отдел милиции по ВАЗу начинает проверку обстоятельств передачи оборудования ПАП в ТЗТО и последующей его продажи ООО «ПФ «ДСК». Тогдашний президент Игорь Есиповский был в курсе этой проверки и даже, по некоторым свидетельствам, обещал лично привлечь виновных к ответу и сделать все для возвращения заводского оборудования. Но уже через два месяца проверка заглохла, а уголовное дело так и не было возбуждено. Как заявил один из сотрудников правоохранительных органов, проверка так и не была доведена до уголовного дела из-за позиции АВТОВАЗа. Его руководство отказалось писать заявление в правоохранительные органы, а в соответствии с УК привлечь кого-либо по статье 201 УК «Злоупотребление служебными полномочиями в коммерческой организации» можно лишь по заявлению этой самой коммерческой организации. Почему же именно сейчас правоохранительные органы вновь заинтересовались этим делом? И прокуратура, и отдел милиции по ВАЗу от комментариев на эту тему отказались. Информированные источники выдвигают по этому поводу две версии. Согласно первой ряд менеджеров ВАЗа все же имеет намерение если не привлечь к ответственности виновных в невыгодной для завода сделке лиц, то хотя бы попытаться возместить часть убытков. Примечательно, что незадолго до начала очередной проверки и Елена Селиванова, и Юрий Ляченков вышли из состава учредителей ДСК.
Согласно второй версии проверка связана с конкурентной борьбой за поставки АВТОВАЗа. Известно, что в 2008-2009 годах пройдет модернизация прессового производства (ПП). В соответствие с планом модернизации завод собирается выводить со своей территории все оборудование по так называемой средней штамповке и передавать его привлеченным организациям. Для любого поставщика этот контракт сулит немалую прибыль. А одним из претендентов на него является ООО «ПФ»ДСК». Сотрудники правоохранительных органов отмечают, что случай с ТЗТО не единственный в своем роде. В середине 90-х годов примерно таким же образом был списан и продан по бросовой цене весь парк оборудования цеха шасси-9. ОБ этой сделке на ВАЗе также предпочли забыть. Как и о других эпизодах, произошедших на АВТОВАЗе за последние 15 лет.

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: