Вчера в мэрии состоялась пресс-конференция с руководителем департамента градостроительной деятельности Сергеем Арзамасцевым, на которой речь шла об отмене лицензирования и введении саморегулирования в отрасли.
Для начала Сергей Евгеньевич рассказал о том, что главная цель введения системы саморегулирования — создание прозрачности на рынке строительства и более цивилизованных условий функционирования участников рынка:
— Система лицензирования, которая до этого момента осуществлялась в стране, не совсем качественно справлялась с данными задачами. Отмена лицензирования — одно из условий вступления России во Всемирную торговую организацию. Крупные тольяттинские строительные компании входят в состав двух саморегулируемых организаций области — Самарской гильдии строителей и «СредВолгстрой». Еще есть организация проектировщиков, в которую входят 112 областных предприятий. Для вступления нужно заплатить взнос в размере 150 тысяч рублей — проектные и 300 тысяч — строительные.
— Не приведет ли это к тому, что выживут сильнейшие?
— Закон распространяется на организации, занимающиеся серьезной строительной деятельностью. Если речь идет о проектировании, строительстве частного жилья или ремонте, не затрагивающем параметры безопасности зданий, такие организации могут не являться членами СРО.
— То есть при умелом подходе можно на бумаге подвести строительство девятиэтажки под строительство частного жилья…
— Нет. Строительные объемы частных и многоквартирных домов четко урегулированы Минрегионразвития. Частные дома — это не более трех этажей и не более трех проживающих там семей.
— Так как же быть с мелкими организациями, у которых даже на стартовый взнос денег нет?
— На этот вопрос лучше ответили бы члены существующих СРО, которые могли бы рассказать, как выживают. В любом случае, закон вступил в силу с 1 января, так что о финансовых последствиях можно будет говорить позднее.
— Есть ли данные, сколько тольяттинских компаний вступили в Самарскую гильдию строителей и «СредВолгстрой»?
— Все крупные. Всего 38.
— А какой это процент от общего количества?
— В Тольятти зарегистрировано 3800 строительных организаций. То есть один процент.
— Как мэрия намерена построить свои взаимоотношения с руководством СРО?
— В данном случае речь надо вести о государственно-частном партнерстве, и не более. Мы встречались с руководителями СРО, но каких-то соглашений пока не достигнуто. Сейчас обязательным стало вступление застройщика в СРО. Так как мэрия является в некотором роде застройщиком, прорабатывается вопрос либо вступления в СРО, либо привлечения генподрядчика (тогда мэрия будет выступать лишь как инвестор).
— Насколько жив сейчас строительный рынок?
— Больше всего проблем с рынком строительства жилья. Именно здесь организации оказались в условиях, когда своих средств на завершение строительства нет, а ипотечные программы свернуты. Но, как показывает практика, сильные компании пока могут осуществлять строительство.
— Сколько квартир не продано на сегодняшний день в Тольятти?
— 15 тысяч. В основном это двух- и трехкомнатные.
— Так какой смысл сейчас строить?
— Если у компании есть свободные средства, площадка и разрешительная документация — она обязана осуществлять строительство.
— Сколько жилья введено в прошлом году?
— 68 тысяч квадратных метров из запланированных 120. В этом году план — 100 тысяч квадратных метров с учетом жилья, не введенного в 2009-м.
— А сколько реально сможете сдать?
— Реально можем 100 тысяч.
— Когда, на ваш взгляд, изменится ситуация с покупкой жилья?
— Я, конечно, понимаю, что в нашей экономике строительная отрасль должна быть передовой. Но она все-таки пока не способна вытянуть все. Когда ситуация в стране изменится, начнет подниматься и строительный рынок.
— Вы сказали, что 38 тольяттинских организаций вступили в СРО. Какие гарантии это дает участникам долевого строительства? Достроит ли СРО объект, если у компании, к примеру, кончатся деньги?
— Саморегулируемая организация обязана достроить всем своим уставным капиталом.
— Среди этих 38 организаций есть те, у которых имеются проблемные дома? Например, «Лада-Дом»…
— Любая строительная организация, имеющая проблемы, войдя в СРО, может на что-то рассчитывать, но это будет достигаться каким-то договором. Просто так никто ничего за другого делать не будет.
— Так «Лада-Дом» вошла в СРО или нет?
— Не могу сейчас сказать. На 31 декабря — нет.
— Получается, что работать компания не может…
— Я сказал, на 31 декабря.
— Обсуждался ли вопрос о поощрении покупателей жилья, понижении процентных ставок и так далее?
— Вопрос поднимался неоднократно. Мэрия — не коммерческая организация, и круг вопросов, определенных 131-м федеральным законом об общих принципах местного самоуправления, дает мало полномочий. О каких поощрительных мерах вы говорите? Из бюджета, что ли?
— Речь не идет о том, чтобы вы сами поощряли. Можете просто выйти с инициативой…
— Обсуждали, обсуждаем и будем обсуждать.