Выходцы из “Рособоронэкспорта”, занявшие в четверг “командные высоты” в “АвтоВАЗе”, не стали медлить с чисткой руководящего состава предприятия. Как стало известно “Ведомостям”, в пятницу новым финансовым директором был назначен заместитель президента близкого “Рособоронэкспорту” Новикомбанка Сергей Фомин, а президент Новикомбанка Илья Губин вместе с бывшим гендиректором “АвтоВАЗа” Виталием Вильчиком стали советниками нового руководителя завода — Игоря Есиповского.
“АвтоВАЗ” в 2004 г. выпустил 717 985 автомобилей (около 50% рынка). Выручка по МСФО в 2004 г. составила 160,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,57 млрд руб. 64% его акций принадлежат его же “дочкам” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%). По данным “Интерфакс-ЦЭА”, Новикомбанк занимает 104-е место по размеру активов (9 млрд руб.). Его собственный капитал составляет 1,3 млрд руб. Кроме “Рособоронэкспорта” (указан на сайте банка в списке основных клиентов) он обслуживает еще несколько предприятий оборонного назначения, в том числе и ФГУПов.
22 декабря внеочередное собрание акционеров “АвтоВАЗа” переизбрало совет директоров, который возглавил замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков. Другой выходец из этого ФГУПа — директор департамента Игорь Есиповский стал гендиректором “АвтоВАЗа”. Сразу после избрания новоиспеченный гендиректор завода заявил, что “массовых изменений в менеджменте не планируется”, так как “сначала надо изучить ситуацию”. Но “Ведомостям” стало известно, что кадровые перестановки в руководстве “АвтоВАЗа” начались уже в день собрания акционеров, которое официально утвердило переход автоконцерна под контроль государства. Как рассказал источник на “АвтоВАЗе”, в минувший четверг теперь уже экс-гендиректор завода Виталий Вильчик подписал свой последний приказ, которым отправил в отставку финансового директора и управляющего казначейством “АвтоВАЗа” Галину Казакову. А уже на следующий день, 23 декабря, коллективу был представлен новый финансист “АвтоВАЗа” — Сергей Фомин, рассказали сразу несколько источников, близких к “АвтоВАЗу”. Где он работал до назначения на “АвтоВАЗ”, собеседники сказать не смогли. Но в “Рособоронэкспорте” “Ведомостям” сообщили, что до недавних пор Фомин работал заместителем президента Новикомбанка, обслуживающего счета ФГУПа.
Не остался без работы и сам Вильчик. По информации источников на “АвтоВАЗе”, 23 декабря он занял одну из трех вакансий советника Есиповского. “Это очень правильное решение, — говорит один из знакомых экс-гендиректора «АвтоВАЗа». — Ведь Вильчик отлично знает специфику работы завода и может помочь Есиповскому быстрее разобраться в ситуации”. А другой источник, близкий к руководству завода, говорит, что Вильчик весьма востребован новым руководством предприятия. Вторым советником Есиповского стал президент Новикомбанка Илья Губин, сообщил представитель “Рособоронэкспорта”. Кандидат на третью вакансию еще не выбран, сказал он.
А участники рынка ожидают, что отставки в руководстве “АвтоВАЗа” продолжатся. У одного из крупных дилеров “АвтоВАЗа” есть информация о том, что вскоре сменится руководство дирекций по закупкам и поставкам концерна. По его словам, речь идет об отставке начальника управления поставок автомобилей на внутренний рынок Юрия Амелина, директора по организации поставок автомобилей, запасных частей и техническому обслуживанию Александра Наметкина и начальника управления организации и развития сервисно-сбытовой сети Сергея Шабанова. “Они считаются менеджерами, связанными с группой “Сок”, — уверяет собеседник “Ведомостей”. Подтвердить или опровергнуть эту информацию на “АвтоВАЗе” “Ведомостям” не удалось. Амелин и Наметкин были в пятницу и выходные недоступны для журналистов. А Шабанов говорит, что никаких документов о своей отставке он не подписывал.
Экспертам кадровые перестановки на “АвтоВАЗе” кажутся закономерными. “Новый хозяин обычно сразу меняет людей на ключевых постах, — говорит старший аналитик «Уралсиба» Вячеслав Смольянинов. — Это финансы, безопасность и, возможно, сбыт и закупки”. А управляющий директор A. G. Capital Александр Агибалов отмечает, что опыт работы Вильчика на “АвтоВАЗе” может пригодиться новым хозяевам завода. “В автопроме все больше появляется профессиональных финансистов, а менеджеров-производственников, специализирующихся на автомобилестроении, мало”, — отмечает он.
Глеб Столяров, Юлия Федоринова