2 марта 2000 09:29
9117

Владимир Каданников: «Стране нужна политическая воля»

22 февраля состоялась встреча председателя совета директоров АО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова с представителями заводских средств массовой информации. Владимир Васильевич рассказал о происходящих в стране политических и экономических процессах, ответил на актуальные вопросы. В самом начале беседы В. Каданников выразил свое видение ситуации, сложившейся сегодня в нашей стране.

— Печатный станок останавливается, денежная масса сжимается, инфляция сокращается. Это заставляет делать денежную массу большее количество оборотов. Эта экономическая система попала в России на почву неподготовленную, она дала сбои, создала квазирыночную систему в нашей стране. Ситуацию можно сравнить с городом, где вдруг захотели наладить дорожное движение, наставили на всех перекрестках светофоры, задали им режимы работы и думали, что этого достаточно. А потом оказалось, что в городе все дальтоники. Примерно тоже самое произошло с системой монетаризма, которая внедрялась как основная, главная экономическая идея на неподготовленную почву.

Существует и система с обратным знаком, элементы которой зародились в 1999 году, система запуска печатного станка. Достаточно вспомнить страны Латинской Америки — Аргентину, Бразилию, Чили. Там, корректируя систему, начали получать в итоге конкретные результаты.

Я думаю, что если эта система также будет применяться в нашей стране в таком же чистом виде, приведет к результату, который мы сейчас имеем. Будет происходить бесконечный рост инфляции, бесконечное обнищание населения. Нищее население в нашей богатой стране не даст развитию ничего. Потому что все должно иметь своего покупателя. Если этого покупателя нет, тогда все бесполезно.

Мне представляется, что сейчас нужно решить три основных момента. Первое — это изменить эффективность корпоративного управления целого ряда приватизированных предприятий. Потому что сегодня способы управления, системы управления, способ ответственности управления, в общем-то, не соответствуют необходимому эффекту, который ожидается от приватизированного предприятия.

Второе, что мне думается, нужно решительно разом взяться за все финансовые завалы, которые образованы за эти десять лет. Я имею в виду все бесконечные неплатежи, бартер, все эти денежные суррогаты — векселя всякие, зачеты и т. д. Потому что если продолжать просто затыкать дыры, то ничего хорошего не получится. Причем, я говорю о системных отношениях. Я не говорю о «безобразиях» в кавычках, о которых мы читаем: тут украли кусок, там украли кусок. Потом скажем, чтобы не воровали, погрозим пальчиком, и наша экономика запрыгает семимильными шагами. Нет, целый ряд ошибок, на мой взгляд, в системе. Эта система должна изменяться.

И третье, что мне думается, надо изменить отношение к экономике на всех административных уровнях властных структур, начиная от местного самоуправления и кончая президентом страны. Я думаю, мы должны понимать, что никакими чисто экономическими действиями этого ничего сделать нельзя. Если такие меры не подкреплены очень серьезными политическими действиями. Если в стране нет политической силы, нет политической воли, которые бы провели это все.

Я думаю, все мы видим, что государственности в нашей стране все меньше и меньше. Пока все политические силы больше делят власть, чем проявляют действительно политическую волю, которая прежде всего выражается в принятии утверждений, наделенных правилами игры, и потом в жестком контроле за их выполнением. Почему нет внутренних капиталовложений — понятно. А внешних нет потому, что у нас нет надежных правил игры, постоянство которых обеспечивала бы какая-нибудь политическая сила.

Можно говорить о других странах, таких, например, как Китай, что в нем с нашей, так сказать, демократической точки зрения, может быть, не очень хорошая политическая обстановка. Но там есть зато совершенно ясные правила, которые поддерживаются, и вся страна жестко выполняет эти правила. Туда идут иностранные инвестиции. Ну, к примеру, автомобильные фирмы все почти там. И поэтому Китай имеет до 15 процентов роста национального продукта в год, когда 6-7 процентов — это рост нормальный. А мы пока все эти годы имеем не профицит бюджета, а убыток. В общем, уменьшение национального продукта. То есть, проедаем больше, чем зарабатываем.

Так что вопрос не в том, намерено ли правительство поддерживать промышленность. Оно всегда этого хочет. Было бы странным, если бы это было не так. Весь вопрос в методах этой поддержки, в ее политической воле и силе.

— Будут ли попытки со стороны АВТОВАЗа лоббировать уменьшение своего реструктуризованного долга?

— Мы намечаем по-другому. Я говорил о финансовых завалах, в том числе и долгах многих предприятий. Но мы не хотели, чтобы это звучало так, что, мол, простите нам все долги, потому что они возникли из-за ваших правил игры, по которым играли все, и долги возникли не только у нас, а у всей страны. Мы хотели бы поставить вопрос немного по-другому. Чтобы все то, что мы расходуем из прибыли нашей, нашего оборотного капитала на развитие, списывалось с нашего просроченного долга. При условии, что все текущие платежи исправно вносятся.

Даже если мы решим вопрос по постановке на производство автомобиля класса новой «Нивы», то у нас пока нет денег на следующие автомобили, которые почти созданы. А вот если бы правительство пошло бы нам навстречу по такой реструктуризации долга, то мы высвободили на эту задачу порядка 300 миллионов. Этого, конечно, не хватит, но будет все-таки значительным подспорьем для того, чтобы дать стране новые автомобили.

— Как в нынешних условиях вы расцениваете перспективу контракта с «General Motors»?

— Она уже достаточно близка. Сейчас идет отработка генерального соглашения и окончательного согласования бизнес-плана.

Во всяком случае, европейское отделение GM на своем совете директоров, который прошел 15 февраля, подтвердило согласие. Формально сейчас дело за следующим. В начале марта должен рассмотреть этот вопрос на своем заседании головной совет директоров GM. Я думаю, что это рассмотрение будет положительным. Думаю так, потому что принципиально вопрос решен. Единственное, почему не подписали до сих пор, это все те же правила игры.

— Действительно ли АВТОВАЗ получил какие-то послабления по возврату валютной выручки государству?

— У нас была лицензия Центрального банка, которая позволяла нам в отдельных странах возвращать валютную выручку через 18 месяцев. Потом вышел закон, который предписывает возвращать валюту в течение 90 дней.

Наша лицензия закончилась в августе прошлого года. Это вынудило нас сократить наши поставки на экспорт. Потому что не все страны могут сделать предварительную оплату.

Мы обратились к правительству, потому что оно отказало Центральному банку в праве выдачи каких-либо лицензий. Наше обращение рассматривалось на заседании правительства еще в декабре-конце ноября прошлого года под председательством Путина. И было принято решение дать нам право на рассрочку по возврату в страну валютной выручки до года от момента пересечения таможенной границы. До этого у нас был срок 18 месяцев от отгрузки с завода.

Мы объясняли это очень просто. Продать автомобили — это же не нефть продать. Нужно дождаться транспорта, судна, например. Погрузить на него, доставить в пункт назначения, сделать растаможку, провести предпродажную подготовку. Потом выполнить для каждой страны свои доработки, тюнинги. И уже наконец продать. Это нельзя уложить за 90 дней, потому что некоторые автомобили, в зависимости от стран, мы реализуем в течение от 2 до 6 месяцев с момента отгрузки с завода.

А за просрочку грозят очень большие штрафы. По валютному законодательству, если ты не вернул вовремя валюту, то эта невозвращенная сумма на срок задержки рассматривается как валютный кредит государства и штрафуется в 4-кратном размере. Естественно, в таких условиях мы сокращали экспорт, что плохо для страны.

Правительство под председательством Путина поддержало нашу просьбу и поручило выпустить соответствующее решение. К сожалению, его до сих пор нет. Хотя понятно, что это не правительство кредитует покупателя, это мы кредитуем покупателя. Потому что все затраты на автомобили уже произвели. И это не мы не возвращаем себе деньги, наши деньги.

— Расскажите о своем участии в политической жизни страны?

— Мы последовали примеру избирателей, которые совершенно очевидно поддержали «Единство». Оно набрало самое большое количество голосов, особенно в Автозаводском районе да и по городу Тольятти в целом — 25 процентов.

Мы понимаем, что воля наших людей такова. На конференции этого движения, которая состоялась в субботу в Самаре, где были представители всех городов Самарской губернии, я дал согласие и был избран на альтернативной основе на пост председателя регионального политического движения «Единство».

Там же было сделано политическое заявление. В нем выражена поддержка правительству и Путину, как кандидату на пост президента. Поэтому позиция такова — я не хочу записывать к себе в компанию всех руководителей завода, каждый имеет право на свою точку зрения в таком вопросе, как гражданский выбор — мы будем поддерживать на выборах президента Владимира Путина, а на губернаторских выборах будем всеми силами поддерживать Константина Титова.

Выбор этот сделан исходя из тех соображений о правилах игры, о которых я говорил. Вот уже девять лет у нас один губернатор. Вырабатываются внятные правила для Самарской губернии, где мы уже имеем ни много-ни мало, а 300 миллионов долларов инвестиций.

Во всем этом уже содержится ответ на вопрос, почему возникло «Единство», почему оно так поддержано людьми. Потому что люди интуитивно чувствуют необходимость возникновения какой-то силы, какой-то воли политической, при этом не хотят возвращаться в прошлое. «Единство» — это выраженная коллективным голосованием какая-то надежда на будущую силу, которая найдет необходимым проводить изменения того, что у нас было. Не возвращаясь назад, тем не менее обеспечить какой-то порядок, какую-то политическую волю, силу. И это будет идти вместе с ростом гражданского сознания.

Подготовил Евгений Веретин,

пресс-центр АО «АВТОВАЗ»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: