17 декабря 1999 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Необходимо заметить, что изменения и дополнения в той или иной степени коснулись 30 статей указанного Закона. Среди них есть те, которые носят редакционный характер, но достаточно много и таких, которые существенно могут повлиять на дальнейшее развитие потребительского законодательства и взаимоотношения потребителей и продавцов (изготовителей, исполнителей). Именно на них мы и хотим обратить внимание заинтересованных лиц.
Например, статья 5 предоставляет продавцу право устанавливать на продаваемые товара гарантийные сроки, если они не установлены изготовителем, а если гарантийные сроки изготовителем установлены, то продавец имеет право установить гарантийные сроки большей продолжительности, чем изготовитель. То есть иными словами, покупая дорогостоящую импортную обувь, на которую изготовителем не установлен гарантийный срок, вы можете обнаружить, что гарантийный срок, установленный продавцом составляет один месяц или и того меньше. Поэтому приобретая товары обратите внимание на то, кем и какие установлены на него гарантийные сроки и установлены ли вообще.
Статьей 18 установлено положение, согласно которому отсутствие у потребителя кассового и товарного чека, либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Однако, по нашему мнению, это на первый взгляд оптимистичное для потребителя утверждение таит в себе много подводных камней. Вряд ли предприниматель поторопится исполнять ваши требования если вы не сможете подтвердить факт покупки. Поэтому предложение к потребителям удвоить бдительность и еще настойчивее требовать выдачи соответствующих документов. В противном случае, Вы рискуете быть втянуты в длительные словесные конфликты или в бесконечный судебный процесс, который имеет хорошие шансы ничем не кончится. Хочется обратить и внимание предпринимателей, что только неукоснительное и точное выполнение своих обязанностей сможет избавить вас от бесконечных объяснений и несправедливых, по вашему мнению, претензий потребителей.
Новой редакцией Закона (ст. 19) установлено положение, согласно которому если на товар гарантийные сроки или сроки годности не установлены ни изготовителем, ни продавцом, то потребитель имеет право предъявить претензии в связи с возникшими недостатками товара в разумный срок, но в приделах двух лет со дня покупки. Остается неясным какими критериями нужно руководствоваться определяя этот самый разумный срок. На домашние тапочки, которые порвались, сколько? два месяца или год? мнения могут быть самые разные, но сумеют ил предприниматель и потребитель прийти к соглашению неизвестно. Также необходимо обратить внимание на то, что если гарантийный срок установлен продавцом, то и претензии нужно предъявлять ему, а не изготовителю.
Если недостатки в товаре обнаружились по истечении гарантийного срока, но в течении двух лет со дня его покупки, то предъявить претензии по качеству можно, но в этом случае на потребителя возлагается обязанность доказать, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Можно предположить, что эта процедура для потребителя будет достаточно сложной.
Предпринимателям стоит обратить внимание на изменения в статье 20. В ранее действовавшей редакции продавец (изготовитель) обязан был устранить недостатки в товаре в течении 20-ти дней со дня предъявления соответствующей претензии, в новой редакции он обязан это сделать незамедлительно. Момент достаточно спорный, ведь продавец имеет право убедиться, что недостатки явились следствием производственного брака, а не возникли из-за неправильной эксплуатации или по иной вине потребителя (третьих лиц), а времени на это Закон не дает. Однако Закон предоставляет право устанавливать срок устранения недостатков письменным соглашением сторон. Значит, если у предпринимателя нет желания исправлять любой брак, он должен подсуетиться и заключить это самое соглашение, например, при заключении договора купли-продажи.
Аналогичные сроки предъявления претензий, при отсутствии гарантийных, установлены и статьей 29 Закона в отношении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Но потребителям, строящим квартиры, дома и иные объекты недвижимости, следует обратить внимание, что этот срок установлен в пять лет. Следует обратить внимание, что эти сроки действуют при отсутствии гарантийных и прежде, чем заключить договор, не поленитесь поинтересоваться какой же гарантийный срок на свои услуги (работы) устанавливает исполнитель и является ли он по Вашему мнению разумным. Было бы идеальным, если бы размер гарантийного срока был указан в договоре.
Бесспорно, что новая редакция Закона больше поставила вопросов, чем дала ответов на те, которые было трудно разрешить и при действии старой редакции. В любом случае всем заинтересованным лицам рекомендуется ознакомиться с изменениями в Закон, опубликованными в «Российской газете» от 21 декабря 1999г.