Заметки в уголках Сценического пространства

05 декабря 2005 16:53
 10909

Коротко о главном


Фестиваль «Сценическое пространство» проходит в ТГУ уже не первый год. Изначально это был театральный фестиваль, но в процессе проведения стало ясно — студентам необходимо гораздо большее пространство для творчества, нежели театральное. Есть вещи, которые просто нельзя показывать на той же «Студвесне», поскольку это мероприятие — развлекательное шоу. А куда деваться, если в твоей голове вполне серьезные и даже философские мысли или, проще говоря, неформат? Не важно, в песнях или в стихах, в фотографии или в театральном этюде… Вот и трансформировался театральный фестиваль в фестиваль неформатного студенческого творчества «Сценическое пространство». Как сказали организаторы, «Сценическое пространство» невозможно определить рамками. Это и фотография размером 10 на 12, и 20 квадратных сантиметров, на которых стоит исполнитель (не важно, на сцене или просто на городской площади), и широкоформатный экран, на котором показано авторское видение мира, и песни, и все, на что только способен человек в процессе выражения себя через творчество… Вот такое оно, «Сценическое пространство».


Дети пишут Богу


Открывал само сценическое пространство (то есть непосредственно актовый зал) стенд с письмами детей Богу. Из предисловия к книге «Дети пишут Богу» Михаила Дымова: «Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?», «Что бы ты хотел рассказать Богу?» — с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными…


Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира ребенка, а не снисходить к нему. Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит, есть у вас душа. И слава Богу. ТВОРЧЕСТВО — ЭТО КУСОЧКИ ДЕТСТВА ВО ВЗРОСЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ».


По-моему, лучшего эпиграфа к фестивалю «Сценическое пространство» не подберешь! Что ж, теперь о самом творчестве!


Экспериментальный неформат


Фестиваль студенческого творчества «Сценическое пространство» завершен. Неделя, ознаменованная подобным названием, — безусловно событие. Замахнуться на столь сложное и, мягко говоря, не массовое дело — неформат, да еще и в рамках недельного фестиваля, — подвиг под силу только отчаянным.


Во-первых, мы впервые заявили о фестивале «неформатного» студенческого творчества, заранее зная, что это направление (будь то стихи, театральные постановки, авторская песня) никогда не было и не будет массовым шоу. То есть фестиваль делался фактически для избранных. Причем избранными были как выступавшие, так и зрители, коих было немного, но — следует отдать им должное — которые были очень тактичны и внимательны. Никаких выкриков, никаких комментариев во время действа на сцене. Можно сказать, это был зрительский бенефис. Спасибо всем, кто с пониманием и уважением отнесся к авторам, выступавшим на сцене. Поверьте, такого зрителя нужно сперва воспитать (что, по всей видимости, удалось в прошлые годы проведения подобного фестиваля), а затем холить и лелеять.


Сказка ложь, да в ней намек!


Что же касается экспериментов, то вторым и довольно значительным пунктом в этом списке явился заявленный видеоарт. Явление новое не только для ТГУ, но и для современного искусства в целом. Года два назад я посетила в Петербурге международный фестиваль современного искусства «PERFOMANCE» и меня поразило совершенно невиданное ранее мною зрелище: медиапроект «1210» (так называлась творческая группа). На экран, обрамленный сплетениями сухих кореньев и коряг, в абсолютной темноте проецировались совершенно немыслимые узоры, напоминающие то лунные ландшафты, то прожженную фотобумагу. Посреди этой комнаты стоял всего один стул, и я, сидя на нем, в кромешной тьме как загипнотизированная смотрела на эти метаморфозы минут 10 — 15. Тогда мне стало понятно лишь неясное очертание этого огромного и необозримого термина — видеоарт.


Заявленный в фестивале ТГУ день видеоарта вызвал желание всего у двух творческих коллективов принять в нем участие. На мой взгляд, переводить термин «видеоарт» как видеотворчество, то есть любое творчество с использованием видеоаппаратуры — крайне неверно. Все-таки видеоарт — это творчество внутри видео. В самом восприятии процесса съемки, предмета съемки. И под этот критерий больше подходила вторая работа — «Ангел», по мотивам одноименной сказки Андерсена. Помимо видео-работы, демонстрировавшейся на экране, на сцене параллельно шло театральное действо.


Первыми же были кавээнщики «Подстава» тоже со сказкой. Про Ивана-царевича. Веселая сказка, снятая в пионерском лагере вожатыми и пионерами. Интересно. Весело. Видеотворчество — да. Видеоарт — нет. Но, как говорится, сколько людей — столько мнений. И на абсолютную истину мое, поверьте, не претендует. Просто при случае поищите московский и питерский видеоарт. Дабы иметь представление о том, чем же вы на самом деле занимаетесь. Надеюсь, если у нас в Тольятти появятся подобные работы — мы обязательно покажем их в ТГУ. Чтобы вы сами смогли увидеть и для себя решить — что же такое видеоарт.


Жизнь действительно чудо!


Но, пожалуй, главным событием этого дня стало появление киноклуба «Колизей» в ТГУ. Хотя бы на вечер — и все же. Его директор Татьяна Лещинская рассказала о предстоящих показах, на которые нужно просто обязательно попасть, а затем мы смотрели очень жизнеутверждающую картину Эмира Кустурицы «Жизнь как чудо». Два часа полный зал сидел на стульях, не предназначенных для столь долгого на них времяпрепровождения, и никто даже не подумал уйти. А при выходе из зала специальный стенд был просто исписан пожеланиями о том, чтобы ТГУ стал постоянным местом показов «неформатного кино» «Колизея». Что, возможно, совсем скоро действительно станет реальностью.


«Выше крыши» только музыка


Концерт коллектива «Выше крыши» собрал немного зрителей. Но, как я уже много раз убеждалась, количественный показатель зрительного зала вовсе не пропорционален качественному исполнению выступающих на сцене. Так произошло и в этот раз. А потому рассказываю всем, кто пропустил этот концерт. Четыре девушки поют авторскую песню. На этом можно было бы и закончить, если бы это действительно была просто авторская песня. Однако «Выше крыши» сложно назвать коллективом бардов. У них в репертуаре весьма разнообразные песни с элементами джаза, блюза. На концерт девчонки пригласили скрипку, флейту, бас, ударные. На мой взгляд, на этот концерт стоило попасть. Хотя бы для того, чтобы разрушить стереотип о том, кто такие современные барды! Что же касается авторской песни в целом, то на фестивале можно было услышать не только «Выше Крыши». Приятно удивила и развеселила «Лига вольных менестрелей». Вот уж действительно менестрели. Даже не возникло ощущения, что эти ребята выступали. Нет, они просто зашли на огонек в хорошую компанию и очень весело пообщались. Песни попели, стихи почитали.


Кто во что горазд


Вот мы и плавно перешли к последнему фестивальному дню — непосредственному показу студенческих работ. Открывался он прекрасной работой студентов гуманитарного института о творчестве Марины Цветаевой, посвященном Софье Парнок. Говорить о художественной ценности творчества этой женщины не приходится. А вот то, что сделали девушки под руководством Раскатовой Елены Робертовны — достойно внимания. Все стало ближе и яснее.
Еще одним открытием этого дня стала декламация «Василия Теркина» в исполнении кого бы вы думали?! Нашего любимого кавээнщика Димы Куманяева, того самого, что сперва играл за незабвенный «Уникум», а сейчас — в «Свободном полете». Вот уж кто самый смелый. Ведь это правда, что актеров, зарекомендовавших себя в комедийном амплуа, затем фактически не берут на исполнение серьезных ролей! Достаточно вспомнить наше знаменитое трио — Трус, Балбес и Бывалый. И нужно иметь достаточно смелости и много таланта, чтобы выйти на сцену в совершенно новом для себя образе, да еще и заставить зрителя тебе поверить. Думаю, Диме это удалось. Василий Теркин получился таким громкоголосым русским удальцом.


Из запомнившегося в этот день можно еще выделить и две композиции «Человечковgroup». Они выступили на прошлогоднем фестивале со своим бессознательным спектаклем «Вода», который впоследствии неоднократно показывался на сценической площадке театрального центра «Голосова, 20». Итак, первая композиция — фактически сольный дебют. Марина Казаченко, которая год назад присоединилась к «Человечкам», представила зрителю небольшой этюд «Клоун». Очень трогательная и грустная история о взаимосвязи, преемственности и взаимопонимании душ. Об одиночестве и настоящей дружбе.


Вторая «человеческая» композиция «Нимбы и бомбы» вызвала бурные аплодисменты. Вполне в духе Киры Малининой — одной из инициаторов создания «Человечков» и автора текстов: сплетения слов и звуков, слияние смыслов и отсутствие правил. Превращение текста в энергетический поток, воспринимаемый шестым чувством. Актуальные темы и резкие фразы. В общем, «Человечки» в своем репертуаре.


До следующего ноября


Ну а теперь — к самому финалу. Участники выступили. Аплодисменты отзвучали. Выбрать лучших из абсолютно разных жанров, абсолютно авторского и неповторимого видения работ не представлялось возможным. Поэтому награждены были все участники фестиваля. Как и сам фестиваль неформатный, так и дипломы участников не совсем дипломы. Это были целые цветочные композиции в рамке под стеклом. Тоже, между прочим, авторские работы! А в дополнение к диплому участникам вручался конверт. Не с деньгами. Лучше! С билетами в киноклуб «Колизей». А что, собственно говоря, нужно творческой личности для вдохновения? Хорошее неформатное кино! И время до следующего фестиваля. Чтобы расти, чтобы открывать для себя новые грани искусства. Чтобы сказать в следующем ноябре со сцены зрителю что-то поистине важное.


И тот, кто хочет — обязательно услышит.


P.S. Из писем детей Богу


Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье? Женя, 2 кл.
Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже? Радик, 4 кл.
Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего? Зоя, 3 кл.
Можно мне не умирать, а? Юля, 1 кл.
Почему мир без нежности? Лена, 1 кл.
У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души? Женя, 3 кл.
А ведь первыми начали рожать мужчины — вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это и ты взвалил такой труд на женщин? Зоя, 4 кл.
Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальше человек произошел от обезьяны? Сергей, 3 кл.
Боженька, а если дал откусить «Сникерс» — это любовь? Рая, 2 кл.
А к другим планетам у Тебя нет раздражения? Андрей, 2 кл.
Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если «нет», почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если «да» — почему она на меня не смотрит? Вова, 4 кл.
Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбцы? Надя, 2 кл.
Ты не знаешь, где мой любимый папа? Диана, 2 кл.


По материалам газеты speechka@tltsu.ru

«SPEECHka» — газета «горящей» молодежи.

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: