Заполучить документ о высшем образовании — такова цель тех, кто платит за «пятерку» или «закрытую» сессию, либо одномоментно приобретает степень бакалавра, а то и магистра наук, попросту купив злополучный диплом у народных умельцев-поддельщиков. Наши корреспонденты решили разобраться во всей этой рыночно-образовательной кухне, и сегодня мы предлагаем вам первую часть исследования. Из нее вы узнаете о весьма любопытных «денежных» нюансах из жизни студентов-бюджетников известного в городе вуза.
Почем дипломы для студентов?
Студент бюджетной группы отличается от своего коммерческого сотоварища тем, что вроде бы не тратит деньги на свое обучение. Теоретически. Но на практике выходит совсем по-иному. Суммы, которые тратят бюджетники «на оплату коммунальных услуг альма-матер», помощь преподавателям в распечатке методичек, «индивидуальные занятия» (которые, как правило, ограничиваются лишь появлением долгожданной росписи в зачетке) — эти суммы далеко не мизерные. Наш корреспондент, в недавнем прошлом — студент бюджетного отделения тольяттинского политеха, решил поделиться воспоминаниями о своей веселой студенческой жизни. В цифрах.
Поможем преподавателям
Зарплата у преподавателей ма-а-аленькая. Гораздо меньше обычной потребительской корзины. Поэтому ему, умному и бедному, единственная помощь и опора — это его студенты. На первом курсе студенты еще юны и глупы, их приходится учить помогать своим старшим наставникам. К примеру, помню, сдавали мы с товарищем лабораторную по физике и как-то не укладывались в график. Добрый преподаватель-физик очень подробно и красочно описал все действия, необходимые нам для того, чтобы сдать эту «лабу»: взять направление, заплатить за него в деканате, найти после этого самого преподавателя, договориться с ним о встрече, подготовиться по учебникам, прийти в назначенное время, пройти допуск к лабораторной, выполнить ее и защитить. И предложил альтернативный вариант: те же самые деньги мы отдаем не в деканат, а ему лично — и «лаба» у нас сразу же закрывается. Естественно, мы были вне себя от радости по поводу облегчения муторной задачи и сразу выложили деньги «на бочку», т. е. на преподавательский стол. Однако нас ждал еще урок номер два: наш наставник показал, как это сделать правильно — взять отчет лабораторной работы, вложить туда наличность и передать преподавателю.
Таким образом, студенты уже после первой сессии становятся «на путь истинный». Впрочем, справедливо отметить, что это может не касаться тех студентов, что исправно зубрят учебники, ходят на все лекции и выполняют все задания. Такие студенты если не имеют проблем, то, соответственно, за них не платят.
Коммунальные услуги
В 1998 году в ТолПИ придумали фишку — по принципу «с мира по нитке» решили со студентов собрать сумму, которая смогла бы погасить задолженность по коммунальным услугам. Для этого ученым советом ТолПИ от 15 мая 1998 года был утвержден контракт между студентами и ТолПИ, в пункте 2.5 которого было сказано, что студент отныне обязуется «оказывать помощь в поддержании жизнедеятельности института денежными средствами в размере, определенном приказом ректора, или трудовыми вкладами». Помощь и требовалась в размере 500 рублей с человека. И платить надо было всем. Однако на деле получилось, что те самые умники и умницы из первыми и заплатили нужную сумму институту, в то время как балбесы и лоботрясы умудрились отделаться малой кровью. А сделать это можно было так: принести какую-нибудь справку о тяжелом материальном положении семьи либо из-за отсутствия денег попросить разбить выплату на полгода (после чего выплатить первый взнос и «забыть» про остальные), а можно и отработать дежурным по корпусу (больше трех дней за все время никто не отработал).
Только вот пример ТолПИ оказался заразительным, и другие институты также ввели коммунальные платежи для своих студентов. Для того чтобы их проще было забрать из студенческого кармана, коммунальные деньги обычно собираются с только что поступивших.
Платная «лафа»
По мере того как студенты становятся старше и переходят с курса на курс, они открывают некоторые прелести студенческой жизни. Архив института например. Есть такой официальный архив, в котором за 10-20 рублей и бумажку с печатью можно посмотреть и почитать курсовые и дипломы. Ну и, конечно же, переписать. Кто не хочет сидеть в душном архиве, поступают проще — покупают нужный курсовик или диплом. Такую покупку можно использовать так: а) сделать свой курсовик (диплом) по образу и подобию приобретенного. (честно говоря, неудачный и трудоемкий вариант) б) передрать один к одному; в) передрать с более красивым оформлением — это стопроцентная пятерка; г) поменять титульный лист и сразу сдавать. Бывают тут каверзные ситуации, но работать с уже готовым материалом в несколько раз легче и приятнее. Покупаются такие вещи в архивах, библиотеках, у преподавателей, лаборантов или студентов старших курсов (дешевле всего). Можно позвонить и по объявлению об образовательных услугах, что в изобилии развешены на остановках. На ВАЗе могут сделать любой дипломный проект или работу, причем все будет очень подробно расписано, красиво оформлено, хорошо напечатано, естественно, с чертежами, выполненными по всем правилам ЕСКД. Стоит это от тысячи рублей до двух.
Если студенту тяжело дается образование, а преподаватель попался консервативный и не признающий товарно-денежные отношения, можно договориться с более продвинутым студентом, который за пиво или что-нибудь другое решит ИДЗ или поможет с контрольной. Бывают и более сложные варианты — например, когда другой студент сдает зачет или экзамен с твоей зачеткой. Естественно, одним пивом тут уже не отделаешься. Кроме того, желательно вообще не ходить на лекции этого предмета, чтобы преподаватель не запомнил лицо, и необходимо, чтобы преподаватель не знал заменяющего.
Но в большинстве случаев договориться все-таки легче с преподом. Можно «внести свой вклад в деятельность кафедры»: сделать ксерокопии методических пособий или составить новое пособие на компьютере с последующей распечаткой, изготовить стенд или составить лабораторную работу на компьютере. Некоторые преподаватели сами сообщают о своих потребностях: кому-то на дачу нужен цемент, кому-то жесткий диск на компьютер, кого-то в Самару нужно в выходные отвезти и т. д. и т. п. Один преподаватель у нас свои лекции начинал с рассказа о том, как он любит деньги, а их ему все не хватает. Из-за этого у него возникали проблемы с деканатом, но он и по сей день там же рассказывает про диоды, транзисторы и… как он деньги любит.
Если кажется, что невозможно договориться с преподавателем, не стоит отчаиваться — всегда есть начальник выше, и если препод не ставит зачет, то его может поставить зав. кафедрой, зам. декана, сам декан и т. д. Единственное, это может быть просто дороже (к слову, замдекана электромеханического факультета ТолПИ Ольга Романова подтвердила, что студенты нередко просят пересдать зачет определенному человеку, реже — комиссии). Один студент посчитал, сколько должен отдать за свои задолженности — получилось около двенадцати тысяч, тогда он пошел в деканат и «закрыл сессию» за вдвое меньшую сумму. Так что в его случае оказалось, наоборот, даже дешевле.
Деньги утром, диплом вечером
Завершающий аккорд учебы в институте — диплом. Но не всем он достается легко или бесплатно. Некоторые кафедры ТолПИ требуют, чтобы их студенты заключали договоры с предприятиями, на которые они собираются идти работать после окончания института. А в этом договоре есть пункт 2.1., в котором предприятие обязуется «перечислить кафедре через фонд «Развитие» в счет компенсации затрат на целевую подготовку студента» некую сумму, устанавливаемую кафедрой. В этом году сумма составляла 2 500 рублей. Раньше деньги шли только кафедре, теперь же эти деньги поступают в фонд «Развитие», часть суммы переходит кафедре, а часть используется администрацией института по своему усмотрению. Кафедра полученные деньги использует на такие необходимые вещи, как ручки, бумага, порошок для принтеров и ксероксов и другие расходные материалы, а оставшуюся сумму распределяют между преподавателями.
А как же те, кто не может устроиться? Им приходится оформлять договор на липовое предприятие, а платить из своего кармана. Если договориться с зав. кафедрой, можно обойтись и меньшей суммой. Все это, конечно же, неофициально и руководители института говорят, что о подобных случаях если и слышали, то все равно это не их дело, а дело правоохранительных органов. Вот в ПТИСе поступили более цивилизованно: студенты-выпускники подарили родной альма-матер перед защитой диплома мебель. И все пучком.
Вместо напутствия
Учиться в институте весело и интересно (иногда), а чтобы голова не болела о том, где взять денег «на лапу преподу» — учить нужно как следует, и сдавать все вовремя. Хорошо, если есть знакомые среди студентов старших курсов, они могут рассказать о профессорах, о том, как они принимают зачеты и экзамены, берут или нет, сколько берут, чем, как и т. д. Говорят, в Интернете есть таблица, в которой указаны преподаватели политеха и их расценки в рублях. Стоит оговориться, что цены там указаны условные, потому что величина это непостоянная, колеблется от величины задолженности, посещения-непосещения, числа «хвостов», степени сложности и даже настроения преподавателя. Т. е. можно сдать контрольную или тест за полтинник, а можно отдать полторы-две тысячи за экзамен или курсовик этому же преподавателю. Оценка также может зависеть от «вложенной» суммы. Например, мои однокурсники сдавали английский по такому тарифу: пятерка — двести рублей, четверка — сто пятьдесят и за трояк — стольник. Кстати, оценку можно изменить и позже. Обычно на пятом курсе продвинутые студенты запасаются шампанским и конфетами — и за пару недель исправляют все слабые оценки. Один товарищ таким образом сделал себе красный диплом. Вот так.
Но, по большому счету, можно обойтись и вовсе без денег. Ежегодно лишь около половины студентов подписывают договоры и оплачивают их. Остальные действуют на свой страх и риск, игнорируют вопросы о договоре, прорываются через преддипломную практику, отбиваются от града вопросов на защите диплома и в конце концов получают долгожданные корочки.
А с другой стороны, чтобы получить вузовский диплом, необязательно пыжиться-мурыжиться целых пять лет, достаточно раскошелиться всего лишь раз. В Москве, например, есть даже определенные торговые точки, где долларов этак за пятьсот вам предложат документ любого учебного заведения. Умельцев подделать диплом и вкладыш к нему и у нас в городе отыщется немало. Материал о том, как можно приобрести высшее образование за несколько дней и чем это чревато, — читайте в следующем выпуске еженедельника «Презент Центр».
Виктор Скрим,
Наталья Овчинникова