19 мая 2019 15:38
131

Как в краеведческом Театральной «НОЧЬЮ» город отразился…

18 мая в Тольяттинском краеведческом музее с 18.00 до 1.00 состоялась международная культурная акция «Ночь музеев». А была она – Театральною, ибо театр – искусство синтетическое, и с жизнью и временем связанное напрямую. Театр позволяет запечатлеть повседневность и воспроизводить ее во времени в неугасающих смыслах, сопереживать героям на сцене, примерять роли, становиться рядом с ними и вдруг оставаться в свете софитов один на один со зрителем. Музейная Театральная «Ночь» в ТКМ погрузила тольяттинцев в атмосферу разных исторических эпох, явлений. Действия «пьес» разворачивались в исторических экспозициях, прошлое встретилось с настоящим и … заглянуло в будущее. И вот что открылось.

ПЕРВОЕ

Театр – это любовь, и передается она через человека. Открыла программу «Ночи» незабвенная и вдохновенная Наталья Дроздова монологом о Театре, превратив пришедших на акцию тольяттинцев в чутких зрителей и делателей совместного переживания. Реки зрителей потекли в правое крыло музея. Здесь в интерьерах исторических экспозиций Ставрополя-Тольятти в среде подлинников блистал Молодежный драматический театр с фрагментами спектаклей о Василии Баныкине, о молодой советской семье «строителей светлого коммунистического будущего» (с будничной борьбой поколений), о неумирающей мудрости (или смекалке) народной из русской сказки. Зрители оказались буквально в двух шагах от «сцены», слышали дыхание героев, сопереживали, вызывали актеров на бис. Ставропольчанеи тольяттинцы с фотографий музейныхэкспозиций внимали взаимодействию:  история, казалось, оживала… К смотрителям музея обращались с вопросами: «Как фамилия режиссера?», «Когда премьера?», «В какую сторону пошли герои?»…  В промежутках между спектаклями актеры превращались в любопытных посетителей музея, рассматривая экспонаты, фотографируясь с водолазами-строителями Куйбышевской ГЭС им. В.И.Ленина, складывая нескладывающиеся пазлы с итальянским именем «Паль-Ми-Ро» в музейном приключенческом квесте, собирая фрагменты экспонатов в (семантическое) целое …

В театральной программе особо обозначилась площадка ТЮЗа «Дилижанс», организовавшего в рамках проекта ТКМ «Про машину и гараж» читку пьесы, написанной по воспоминаниям  тольяттинцев (автор – А. Арндт). Главным героем пьесы о Тольятти – автомобильной столице страны (в исторической динамике данного образа) – стал … Гараж. Причем, машины в нем никогда не было (но была мечта о ней). Гараж переживает взлет, расцвет, надежду, а в конце пьесы – продается. Зрителей на читку собралось около сотни, дискуссия была живой, трепещущей, искали идентификацию тольяттинца и … декорации. Многие собравшиеся в непосредственном опыте  постигали отличие «читки» от «спектакля», маясь в обнаружении краеведческой (региональной) компоненты национальной истории. Отрадно, что театралы озаботились последней не меньше зрителей… Пьеса по результатам читки и дискуссии будет дорабатываться.

Театральная программа для малышей (0+) в музее также состоялась, благодаря Тольяттинскому театру кукол со спектаклем про «Котенка Васеньку»…

В левом крыле музея посетители сами превращались в актеров и разыгрывали собственные пьесы. Помогали в этом «исторические» костюмы от Драматического театра «Колесо» имени Глеба Дроздова. На сооруженной музейщиками импровизированной сцене семьи и компании, наряженные в панталоны, камзолы и парчовые платья с корсетами, стали произносить … монологи на старорусском языке (смешанном с просторечьем), с французскими лингвистическими вкраплениями. Тольяттинцев было не узнать. Площадка фотозоны работала до глубокой ночи… Рядом происходил каскад мастер-классов для детей и семей: раскрашивали кошек в стиле Ван Гога и абстрактных композиций («кошки аполитичны и позитивны, они вне грусти и вне конкуренции, хоть в Италии, хоть в Тольятти», — заверяли организаторы площадки «Мастерской ЭН»);постигали азы «ментальной арифметики»; снимали мультики в музейной студии «Мульти-Варка»; делали театральные маски разных времен и народов, домики для декораций из тетрапака. Еще тольяттинцы время от времени улетали в космос (отдыхая от буйства эмоций Театральной музейной «Ночи» на лежаках музейного планетария). Каждые полтора часа из музея выходила вереница людей в сопровождении «Распределяющей шляпы» (в форме сапога). Вереница через черные ходы забиралась  в музейные хранилища с древностями, садилась на метлу и осуществляла диковинные эксперименты с превращением вещества (культурного человеческого материала (а, может,  потенциала).

ВТОРОЕ

На второе были внетеатральные камерные события для тех, кто любит тишину, уединенность, неспешный разговор.

Литературная площадка «Поэты, воспеваюшие ГЭС» от Сергея Сумина (главного редактора литературного альманаха «Графит») объединила поколения тольяттинцев разных возрастов. Читали стихи, написанные поэтами и вдохновленными рабочими — строителями ГЭС и города, заключенными. Говорили о мужестве, героизме, самоотверженности, духе времени. Вспоминали отцов, героически (по-будничному) работающих на производствах города.  «Стих — запечатленный гвоздь времени» (по Сергею Сумину), а осмыслить и почувствовать его можно через искусство, поэту любой эпохи равно как и и его слушателю.

Площадка-погружение «Ночь, лампа и … игрушка детства»: пятиминутная (индивидуальная) встреча со своим собственным детством на «Ночи музеев» в ТКМ работала два часа (вместо одного запланированного). Люди спрашивали, когда и куда приходить… снова. Это была (офлайн) презентация проекта ТКМ «Детство Ставрополя-Тольятти». За теплоту в «Ночи» благодарили бабушки, дети, студенты; уходили со вкусом хлеба , запахом родного дома (и кабины грузовика отца, ощущением безопасности в дороге), переживанием заботы маминых рук, теплоты близких, которой всегда мало и — достаточно.

Ночные экскурсии  с фонариками в исторической и эко-экспозиции шли до самой последней минуты «Ночи».Свет фонаря (а, может, софитов) выхватывал из темноты предков, животных, растения. Птицы издавали нереально реальные звуки родной природы, лисицы смеялись и … улыбались. Люди завороженно смотрели на экран, где множество насекомых ползли по безлюдной пустыне, чувствуя – близость воды.

ТРЕТЬЕ

А на третье – компот.

Фото:Иващенко В.И.

Текст: Любовь Черняева

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...
Наталия Сорокина 16 апреля 19:13
Представляю как сложно водителю маршрутки или автобуса вставать в полпятого утра, чтобы к полшестому уже подвести свой транспорт к остановке!... Физиологично для организма это тяжело и для семей самих водителей... Смотрю в окно квартиры по утрам - первый транспорт подъезжает к остановке ("Торпедо") уже в 5:30... Народу на остановке к этому времени человек пять - восемь... Может быть пересмотреть расписание, как для производств, так и для транспорта по-другому?!... На производстве сделать пересменки не в 6:00 - 7:00 часов, а в 8:00 часов... Конечно же, потребуется ещё одна рабочая смена на производстве, зато психоэмоциональное здоровье работников не будет нарушаться анти-физиологичным расписанием труда!... Тогда и у водителей транспорта расписание работы начнётся не с полшестого, а с полвосьмого времени... Тогда это устроит, как рабочих, так и водителей города, меньше будет озлобленности от недосыпа у людей!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: