11 ноября 2011 15:00
10225

«Становясь «статуей», делаюсь неуязвимой»

Обладательница редкого хобби о терпении и зрителях — адекватных и не очень

Года три назад в Тольятти появилась новая категория  уличных артистов. Они одеваются в диковинные костюмы и наносят грим, который делает их кожу похожей на металл (глину, гипс, другие материалы). Таким образом, молодые люди превращаются в  дышащие, моргающие — одним словом, живые — памятники. Корреспондент «ПС» встретился с идейной вдохновительницей тольяттинских «живых статуй» Надеждой Борисовской.

— Надежда, как давно у вас появилось такое необычное увлечение?

— Началось все в конце апреля 2008 года. Именно тогда мы — я и мой парень — решили «переодеться статуями» на Пасху. Мы непрофессиональные актеры, и площадку тоже выбрали непрофессиональную — Центральный парк. Статуи, в которых мы перевоплотились, изображали двух влюбленных.

— А что именно вас вдохновило стать «статуей»?

— Фильм «Амели». Там есть эпизоды, в которых показаны живые скульптуры. Вначале, посмотрев его, мы начали просто гримироваться тенями, потом пудрой. Затем нашли на чердаке у бабушки старое свадебное платье и бабушкин халат (который мы превратили в сюртук), дедушкины брюки, шляпу.

— И сколько времени ушло на подготовку?

— Мы управились дня за два. Это быстро — учитывая, что все делали в первый раз. По большому счету, мы просто покрасились так, как было удобно. А в дальнейшем работе над костюмом уделялось гораздо больше времени. Первый раз, когда вышли, помнится, вообще боялись пошевелиться.

— А как правильно сочетать статичность и движение? Чего должно быть больше?

— Сейчас мы больше стали работать с единомышленниками из-за границы. От них и узнали о модных тенденциях, а это в первую очередь движение, пластика. 

— Вообще, какими навыками нужно овладеть для того, чтобы стоять неподвижно?

— На самом деле, это не так трудно, как кажется. Для меня это сравнимо с медитацией. Конечно, аналогия не совсем верная. При медитации нужно вообще убрать все мысли, а здесь самое главное — думать о прекрасном. Потому что все наши мысли чувствуют окружающие. Я в эти моменты ощущаю себя по-настоящему счастливой, благодарна судьбе за то, что она дает мне испытать такие мгновения.

— Где вы обучались?

— После нашего первого «выхода» я стала ездить по разным городам: выступать, учиться. Стала находить единомышленников. Списались в Интернете с уличными артистами, узнали от них о том, что в Украине, в Евпатории, проводится профессиональный чемпионат живых скульптур. Мы загорелись желанием выступить там, но на самый первый мой чемпионат я поехала одна. Там и вошла в театральную тусовку — имею в виду уличный театр, причем во всероссийских масштабах. Это был третий по счету чемпионат живых скульптур, и я заняла на нем второе место.

— Что нужно было сделать для победы на чемпионате?

— Участников оценивают по трем параметрам: костюм, грим и актерское мастерство. Каждая из этих категорий, в свою очередь, тоже может подразделяться на несколько «подвидов». Например, костюм может быть историческим (в этом случае жюри оценивает, насколько он соответствует той или иной исторической эпохе) или фантастическим (здесь обращают внимание в первую очередь на эстетическую ценность). И отдельно надо оговориться, что в Евпатории другая публика. На то, что ты делаешь, смотрят как на искусство, вместо того чтобы воспринимать тебя как уличного попрошайку.

— Кстати, насколько это хороший заработок?

— Когда только начинали, мы действительно использовали свою деятельность в качестве подработки. Когда вернулась из Украины в Тольятти, мы с первыми единомышленниками выступали на корпоративах. Нужны были средства на грим и костюмы.  Кстати, за первые несколько выступлений (тех самых, в Центральном районе) мы заработали и на то, и на другое. Но сейчас действуем скорее на добровольных началах.

— Трудно было найти единомышленников в Тольятти?

— Первым делом я пошла к тем, кто занимается флэшмобом. Поначалу еженедельно проводила мастер-классы, но очень быстро мы перешли к практике. Сейчас у нас прочный коллектив из десяти человек. В этом году я и еще двое ребят ездили в Украину. На этот раз никаких мест, правда, не заняли. Это было труднее, потому что фестиваль расширился, обрел статус международного. Жюри стало гораздо строже. Победители едут в Голландию — на международные соревнования.

— Представители каких профессий, каких слоев населения сейчас «становятся живыми статуями»?

— Раньше в основным это были дизайнеры. Но сейчас появилось много танцоров. Это неудивительно. Ведь приходится иметь дело с красками и уметь двигаться. Хотя, на мой взгляд, какие-то особые навыки здесь не требуются. Главное — любовь к людям и колоссальное терпение. Ведь краска наносится практически на все тело. Это специальная краска, которая не «душит» кожу. Но даже с ней мы стараемся не перебарщивать, нанося ее в таком количестве, чтобы свободные участки оставались. Тем не менее у некоторых может быть аллергия. А есть просто люди, которые испытывают психологическую неприязнь к краске.

— Вообще, существуют какие-то нормативы? Сколько можно пробыть в краске? Часов, скажем, шесть — можно?

— Шесть часов — спокойно, если говорить о «физической» стороне. Другое дело, что это тяжело морально. Ты ведь все это время что-то делаешь, работаешь с людьми. Поэтому, даже если делать перерывы, все равно сильно устаешь.

— А как вообще люди реагируют на «живые статуи»?

— Практически всегда позитивно. Кстати, публика в Старом и Новом городе совершенно разная. В Центральном районе больше творческих людей — соответственно, и восприятие у них совсем другое.

По поводу реакции людей на «живые статуи» могу вспомнить море забавных случаев. Как-то раз, когда мы стояли на площади (это было 9 мая), неожиданно пошел дождь. У каждой «живой статуи» на такой случай должен быть зонтик. Мы раскрыли свои зонты, стоим дальше. Следом за дождем пошел град. Люди, конечно, разбежались. А мы настолько вошли в роль, что продолжали стоять — в конце концов, статуи мы или нет? Мимо проходила семейная пара с девочкой. Мы тогда брали с собой белого котенка — он хорошо подходил к белым костюмам. Девочка увидела котенка, сидящего на статуе, которая держала над ним зонт. Видимо, ей стало его жалко. Она протягивает к нему руки, и в этот момент я ей говорю: «Куда ты его берешь?» Девочка закричала. Но потом они долго стояли рядом, несмотря на град. Вообще, многие, конечно же, пугаются. Некоторые взрослые мужчины аж на месте подпрыгивают. Но самое интересное — те, кто сильнее всего пугаются, больше всего восхищаются впоследствии.

 Некоторые зрители дарят подарки. Что удивительно, подарки всегда совпадают с цветом нашего костюма и грима. Когда мы в белом — дарят розу. Как-то раз стояли в золотом гриме, к нам подошла женщина с книгой. Я подумала: «Ну, какие-нибудь свидетели Иеговы». А она положила мне книгу в позолоченной обложке, по практической психологии.

— Наверное, у вас уже поклонники есть?

— Да. Люди подходят и говорят «спасибо». Одна женщина сказала, что вместе с мужем сфотографировалась рядом с нами, они увеличили фотографию и повесили ее на стене у себя дома. Когда такое слушаешь, слезы на глаза наворачиваются. Наверное, для этого многие сюда и идут: у себя на работе они не получают признания, а здесь хоть какая-то реализация.

— Какие самые яркие свои образы вы можете вспомнить? Может, «Рабочий и колхозница»?

— Да. «Рабочим и колхозницей» мы были. Но это было закрытое мероприятие, скорее «для своих», чем для широкой публики. Зрители, вообще, делятся на две категории: на неискушенных и на таких, которых трудно чем-то удивить, элита. Для этих нужно придумать что-то очень оригинальное. Как-то раз перед тем, как выступать перед такой публикой, мы хотели придумать статую-дерево. Потом решили изобразить нимфу. В итоге остановились на дриаде. Правда, многим она почему-то показалась похожей на оперную певицу из фильма «Пятый элемент». Наверное, из-за длинного платья. А самый мой любимый костюм — девушка в старинном платье, я называю его «Те времена». У меня была мечта — прогуляться в этом костюме по Питеру. И она сбылась.  

— Не испытываете волнение, когда «входите в роль»?

— Наоборот. Когда вы в костюме, это совсем другие ощущения. Допустим, когда я в чужом городе с картой, как турист, то испытываю волнение. Но стоит «превратиться» в статую — и все, волнение исчезает. В таком состоянии очень легко переносить любой негатив.

— А он бывает?

— Случается. Как-то раз, к примеру, прогуливалась в костюме по Арбату. Вот тут и увидела четкий контраст между разными слоями населения. Бомжи кричали вслед, что я дура. Кто-то улыбался. Туристов было маловато. Я вначале не поняла, в чем дело, а потом вспомнила, что сегодня — День ВДВ. Все кафешки позакрывали. И тут увидела компанию десантников. Я в этот момент как раз стояла — то есть выглядела как настоящая статуя. Если бы я была как обычная девушка, в простой одежде, с сумочкой, то обязательно испугалась бы. Но в той ситуации ощущала странную уверенность. По голове, правда, получила — от тех десантников, которые подходили сзади и приняли за памятник. А тех, кто подошли спереди, я остановила взглядом. Ни разу такого у меня не было — чтобы люди остановились, как вкопанные, не доходя нескольких метров.

 

Общался Николай Седов    

 

 

Источник: Площадь Свободы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вы пользуетесь мессенджерами?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: