14 сентября 2015 12:35
10056

«Страшные сказки» – привет из средневековья

Маттео Гарроне, подаривший надежду итальянскому кинематографу своей «Каморрой», экранизировал Джамбаттиста Базиле, великого итальянского сказочника.

Изданный в 17 веке пятитомный сборник «Сказка сказок» Базиле — стал колыбелью европейской сказки 18-19 веков. Этой кладовой сюжетов и персонажей пользовались Шарль Перо, Братья Гримм, Карло Гоцци (Ворон, Любовь к трем апельсинам), Х. М. Виланд, Л. И. Тик, К. Брентано. Спящая красавица, Кот в сапогах, Золушка и другие знакомые с детства герои стали известными благодаря Базиле. Якоб Гримм назвал «Сказку сказок» «самым богатым и самым изысканным из всех сказочных собраний мира»

В основу сценария для фильма легли три истории. Истории трех соседних королевств.

Одна из них о юной принцессе и ее отце, короле  Высокой горы (Highmountain). Более чем делами королевства и собственной дочерью, король увлечен своими «игрушками». Когда очередная его игрушка, гигантская блоха, умирает, он придумывает новую забаву – объявляет состязание, главный приз в котором – принцесса, его дочь.

Другая о бесплодной королеве Темного леса (Darkwood). Чтобы испытать радость материнства, королева готова принести в жертву жизнь мужа-короля и свою собственную. Но, не смотря на то, что желаемое она получает, придуманная ею картинка счастья никак не складывается.

Третья об одиноком короле Крепости (Stronghold). Чей это нежный красивый голос поет под моим окном? Не видя ни фигуры, ни лица поющей, король вообразил себе молодую красавицу, и стал добиваться благосклонности певицы-незнакомки. Тем временем, сама женщина не спешила признаваться, что она уже глубокая старуха.

«Страшные сказки» не похожи на классические добрые сказочные сюжеты. Все-таки это первоисточник, созданный задолго до появления, ставших более известными, адаптаций для нежных возрастов.

И на современное фэнтези они тоже не похожи. В фильме Гарроне меньше  экшна (который там все же есть), и больше смысловой нагрузки в каждой сцене.

Итальянский мастер предлагает зрителям разговор на вечные темы. С момента выхода первых томов «Сказки сказок» прошло почти 400 лет,  но человеческие пороки, желания, стремления описанные в них неизменны.

«На самом деле это три истории о женщинах разных поколений, – объясняет режиссёр Маттео Гарроне. – Эти сказки переполнены современными навязчивыми идеями: здесь и одержимость молодостью и красотой (которую Базиле описывает в гиперреалистическом стиле, за четыре века до нынешних времён создав сатиру на пластическую хирургию), и страстное желание женщины любым способом забеременеть, и конфликт поколений».

И все же, этот фильм не только, как говорят, со смыслом. Он еще и красиво снят. Красивые костюмы, красивые декорации. Канатоходец над пропастью. Братья, гуляющие под водой. Королева, в лабиринте, и ускользающее от нее счастье — сын Элиас. Замок одинокого короля и его окрестности.

Картина полностью снималась в Италии. В натурных съемках Королевский дворец и Дворец Каподимонте (с его садами) в Неаполе. Замок Кастель-дель-Монте в Апулии и несколько коммун в этом регионе.  Ущелье Алькантера и Замок Доннафугата на Сицилии. Замок Рокксаленья в регионе Абруццо. Замок Саммеццано в Тоскане. И прочие достопримечательности Италии.

Фильм участвовал уже в семи кинофестивалях. В том числе в конкурсной программе Каннского фестиваля. Призов там не взял, но шуму наделать успел, и даже был признан культурным наследием.

Сами сказки, хоть и записаны в 17 веке, из настоящего средневековья, потому по современным меркам совсем не детские. Детям до 16-и не рекомендуется.

«Страшные сказки» Маттео Гарроне можно посмотреть в кинотеатре «Три пингвина»

Захар ПУГАЧЕВ
Фото: Кинопоиск

Источник: TLT.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

Вы пользуетесь мессенджерами?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: