«Святая кровь» Алехандро Ходоровского

05 февраля 2007 11:42
 11299

Сегодня «Колизей» еще показывает «Сады осенью», а на среду уже назначен показ (в рамках авторской программы Александра Дьякова «КИНОСФЕРА») фильма «Святая кровь» (Мексика/ Италия, 1989) знаменитого режиссёр и сценариста Алехандро Ходоровскиго.

Сама судьба это режиссера показательна: Алехандро Ходоровский родился 7 февраля 1929 года в городе Икике (Чили) в семье одесских эмигрантов, которые в 1905-м бежали из Одессы в Америку, спасаясь от еврейских погромов. В конце 1940-х Ходоровский открывает театр мимов в Чилийском университете, а в начале 1950-х переезжает в Париж, где берет уроки пантомимы у Марселя Марсо. В 1962 году Ходоровский создает движение «Паника», прославляющее бога Пана. Тремя началами этого движения будущий режиссер провозгласил ужас, юмор и одновременность. Первый серьезный фильм «Фандо и Лиз» (1967) вызвал скандал и беспорядки во время премьеры. Режиссеру даже пришлось скрываться от разъяренной публики. Фильм повествовал о юноше и парализованной девушке, которые совершали путешествие в сказочный город Тар. Впрочем, первая проба оказалась не слишком удачной.


Зато следующий фильм «Крот» (1970) на долгие годы стал классикой андеграундного кино. По жанру это был вестерн, но он резко отличался и от классических американских вестернов, и от итальянских спагетти-вестернов, модных в то время. В «Кроте», фильме сюрреалистическом, режиссеру удалось передать неповторимую атмосферу иррационального, которая стала фирменным знаком Ходоровского. На экране мелькали извращенцы, сумасшедшие и калеки (Ходоровский всегда снимал настоящих калек). В одной из характерных сцен безногий стрелок появлялся верхом на безруком человеке (известный фольклорный мотив; здесь можно вспомнить и русскую сказку о безногом и безруком богатырях). Вместе с тем в фильме прослеживалась идея борьбы добра со злом, и режиссер, естественно, был на стороне добра. (Кстати, Ходоровский сыграл в фильме главную роль и написал музыку.)


После «Крота» Ходоровский решил воплотить в жизнь свой самый амбициозный проект — снять фильм «Дюна» по роману Фрэнка Херберта. На одну из ролей он собирался пригласить Сальвадора Дали, а музыку к фильму должна была написать группа «Pink Floyd». Этот проект остался незавершенным. Позже фильм «Дюна» снял Дэвид Линч.


Еще одним выдающимся фильмом Ходоровского можно назвать картину «Святая кровь» (1989). Действие фильма происходит на арене цирка. Цирк Ходоровского — это нечто особенное, близкое по духу к зловещим пейзажам из «Крота». «Святую кровь» трудно отнести к какому-либо жанру. История безрукой женщины, которая с помощью гипноза управляет руками своего сына, очень характерна для режиссера, чье воображение кто-то может назвать больным.


Тут и мистика с обрядом причащения настоящей крови, а не вину; и психопатология раздвоенного сознания юного Феникса, который принимает призрак своей матери Кончи за реального человека и превращается в марионетку собственных подавленных инстинктов; и кровавый натурализм отрубленных рук, вспоротых женских тел; и странный ритуал похорон слона, сбрасываемого на радость нищих и голодных в пропасть-свалку; и причудливый мир цирка с вульгарно-наивными карликами, кровожадными метателями ножей, похотливыми субретками… Несмотря на все эти нагромождения, фильм по своей сути прост и ясен: Феникс избавится от кошмаров и чудовищ, порожденных сном разума, при помощи Альмы, девушки, которую он любит еще с детства. Символика имен (добавим, что жестокого отца зовут «Огро», то есть «Чудовище») говорит сама за себя. Человек возрождается к жизни, вновь обретая душу, утраченную в превратностях грубой действительности. Ходоровски поставил, пожалуй, наиболее исповедальную ленту, использовав свои воспоминания о детстве и юности, проведенных в цирке, который странствовал по Латинской Америке. Режиссеру всегда претил религиозный фанатизм, фетишизм, тотемизм, он опровергал догматы, подвергал сомнению моральные заповеди и табу. В картине, созданной накануне своего шестидесятилетия, он снова дал почувствовать зрителям, что «святой кровью» искусства является только жизнь в ее красочно-праздничных и уродливо-мрачных проявлениях.


Фильм покажет «ВЕГА-ФИЛЬМ» в 19:00.

Источник: нет источника

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: