14 мая 2012 14:23
8705

«В плену штриха и линии» — французская графика XVII – XIX веков из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств

 

В экспозицию выставки вошло более 60 произведений французской гравюры XVII – XIX веков (оригинальный рисунок, резцовая гравюра, офорт и меццо-тинто) из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Представленные экспонаты позволяют наглядно проследить развитие графических техник во Франции в течение трех столетий, выявить их основные тенденции и направления, познакомиться с самым распространенным кругом тем и сюжетов. Поскольку графика очень чувствительна к свету и нуждается в особых условиях экспонирования, она крайне редко выставляется, находясь большую часть времени в музейных фондах, что делает этот проект поистине уникальным.

Собрание французской гравюры Екатеринбургского музея формировалась на протяжении ХХ века. На выставке продемонстрирована большая часть коллекции князя П.А. Путятина, которая была, по свидетельству А.Бенуа, одним из наиболее значительных и известных собраний графики в России в начале XX века.

Французская резцовая гравюра XVII века как нельзя лучше отражает величественность придворного искусства времени Людовика XIV, когда господствующим стилем был классицизм, связанный с обращением к образцам и идеалам Античности. В экспозицию вошли произведения художника Себастьяна Бурдона (1616 – 1671), творчество которого впитало в себя идеи знаменитого Никола Пуссена и графические листы ректора Парижской королевской академии и директора королевской мануфактуры Шарля Лебрена (1619 – 1690), а также многих других мастеров. Интересный раздел выставки составляют гравированные портреты знатных особ XVII столетия – «Портрет Шарля Орлеанского» работы Робера Нантейля (1623 – 1678) и «Портрет Людовика, герцога Бургундского, дофина и отца Людовика XV» Пьера Древе (1663 – 1738).

Утонченность и изысканность становятся основными стилевыми особенностями XVIII века, что было связано с эстетикой рококо. Знаковой фигурой в это время был художник Франсуа Буше (1703 – 1770), чьи произведения полны галантного изящества и проникнуты идиллическими настроениями, как, например, гравюра «Пробуждение Авроры».

Сцены из жизни аристократии, аллегорические сюжеты и пейзажи с изображением французских городов дают уникальную возможность познакомиться с блестящими образцами французского графического искусства XVIII столетия.Значительную часть представленных листов составляют офорты, созданные с живописных произведений Клода Жозефа Верне (1714 – 1789), ныне принадлежащих Лувру. Среди них – «Первый вид Марселя», «Вечер», «Трудолюбивые итальянки» и другие.

Конец XVIII – начало XIX века иллюстрируют работы мастеров школы знаменитого классициста Жака Луи Давида (1748 – 1825) – Антуана Гро (1771 – 1835) «Наполеон осматривает раненых», Анн-Луи Жироде-Триозона (1767 – 1824) «Атала».

Жанровое и стилевое разнообразие вошедших в экспозицию произведений оригинальной и печатной графики XVII – XIX веков рождает представление о развитии искусства во Франции, отражает основные тенденции и атмосферу того времени, окутанную неизменным французским шармом.

 

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: