Яд в ухо

19 января 2012 08:50
 9564

 

Тольяттинцы играют нойз-рок по законам драматургии

На днях в сети появился новый альбом «Трансмодернизм» тольяттинской группы «Клад Яда». Не очень заметное событие, если учесть, что для команды это уже восьмой (с некоторыми оговорками) релиз за год. Но хороший повод рассказать о коллективе, в котором столкнулись два знаковых для культурной жизни Тольятти явления — самобытная андеграундная музыка и «новая драма».

«Клад Яда» — детище музыканта и художника Михаила Лезина и драматурга Юрия Клавдиева. Впервые группа заявила о себе в марте прошлого года, хотя ее основатели знакомы с юношеских лет и давно подумывали сделать совместный музыкальный проект.

«Мы  знакомы с Клавдиевым с 1990 года — жили на соседних улицах, — рассказывает Михаил Лезин. — Еще тогда мы хотели что-то играть, но как-то не получилось… Я сделал группу «Дя», стал играть в «Гребле на байдарках и каноэ» (с этой группой выступал в 1991-м на фестивале «Самый плохой»). А Юра стал панковать, ударился во все тяжкие. Он и тогда  писал тексты. Потом работал журналистом в местной газете, а драматургом стал году, наверное, в 2003-м».

Год назад Клавдиев и Лезин встретились вновь. Первый — почти медийный персонаж, автор пьес и киносценариев,  второй — участник нескольких музыкальных групп и как художник тоже вполне известный. В марте засели в студии, в тот же месяц записали и выпустили два альбома — «На краю промышленной зоны» и «Алгебра, Геометрия». В апреле вместе с третьим релизом «Самая главная опасность» появилось и название «Клад Яда» (составленное из букв в фамилии «Клавдиев» и названия «Дя»). С тех пор группа  не сбавляет темпа. Драматург без устали сочиняет тексты, которые читает или поет в манере, напоминающей Егора Летова. А Лезин отвечает за музыкально-шумовую часть. «В музыкальном плане я пытаюсь продолжать линию «Хуго-Уго», нашей легендарной тольяттинской группы, — говорит он. — В свое время на меня очень сильно повлиял «Коллежский ассесор», где, кстати, в 1990-92 годах играл мой двоюродный брат. Из зарубежных — Can, конечно, Pussy Galore, ну и все «шумовики», начиная с Merzbow».

В итоге у «Клада Яда» получается нечто на стыке постпанка, гаражного и шумового рока, lo-fi. Едва ли когда-нибудь эта группа станет популярной, но уже сейчас ее безошибочно можно назвать «культовой». Не только потому, что поет в ней драматург. Сам подход к творчеству, роднящий «Клад» с экспериментальными европейскими коллекивами конца 70-х, делает их особенными. Едва ли не главные правила группы — спонтанность и случайность. Их коллеги месяцами записывают песни и придирчиво выбирают звукорежиссеров — «Клад Яда» пишутся с первого дубля и заканчивают альбомы в один день. Другие музыканты планируют «выбиться в люди», гастролировать, покорять сердца. «Клад Яда» не планируют вообще ничего. Легко предположить, что и ничего хорошего в результате не выходит. Но на деле Клавдиев, Лезин, а также примкнувшие к ним басист Владимир Малолетков и барабанщик Евгений Халилов держат довольно высокую планку качества. По настроению получается нечто вроде «новой драмы», рассказанной языком маргинальных жанров рок-музыки. И неслучайно именно «Клад Яда» представлял Тольятти на фестивале «Белые ночи в Перми». Проект этот, может быть, и «неформатный», заведомо обреченный быть «широко известным в узких кругах», но культурную ситуацию в городе отражает гораздо точнее многих других.

 

Текст: Данила Телегин
Фото: Виталий Сыресенков

 

Источник: Волжская коммуна

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:
Комментарии
Мнения

Вас устраивают итоги выборов в Думу Тольятти?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: