С 26 по 28 октября в Сызрани на аэродроме Сызранского военного авиационного института «Троекуровка» пройдут соревнования 37-го открытого чемпионата России по вертолетному спорту.
Данный чемпионат — отборочный для представления России на предстоящем мировом первенстве, который состоится летом 2001 года в Испании. Состоятся и показательные выступления. Организаторами соревнований выступили Центральный Совета Российского оборонного спортивно-технического общества (РОСТО — наследник ДОСААФ), Федерации вертолетного спорта России, Сызранский военный авиационный институт (на сегодняшний день — единственная база в стране, где ведется подготовка военных летчиков) и др.
История вертолетного спорта в нашей стране берет свое начало в 1958 года, когда в калуге прошли первые всесоюзные соревнования. С 1971 года Международная Авиационная федерация (FAI) начала проводить чемпионаты мира по вертолетному спорту. Российские спортсмены впервые выступили на втором мировом первенстве в 1973 году и сразу стали чемпионами. Позже наши летчики поднимались на высшую ступень пьедестала почета шесть раз из девяти. Однако, начиная с 1991 года, из-за недостатка финансирования сборная команда России не могла полноценно готовиться к соревнованиям. По самым скромным подсчетам, один час тренировочного полета стоит порядка $600. Тогда как для участия в чемпионатах летчики обязаны иметь не менее 20 часов общего налета, в том числе 10 — по программе соревнований. Безнадежно устарели и сами летательные аппараты: вертолеты МИ-2 не модернизировались 35 лет. Не хватало средств на приобретение керосина, горюче-смазочных материалов.
По словам главного тренера сборной России по вертолетному спорту Гарри Георкова, проведение 37-го чемпионата России стало возможно во многом именно благодаря поддержке нефтяной компании «ЮКОС», которая выступила на чемпионате генеральным спонсором:
— По нашим подсчетам, для проведения нынешнего чемпионата России потребуется 20 тонн топлива. Мы благодарны НК «ЮКОС» за всестороннюю поддержку, и рассчитываем на долгосрочное сотрудничество наши пилоты не потеряют год, который мог бы сказаться на их квалификации, и пройдут отличную подготовку к чемпионату мира.
В Сызрани находится одно из подразделений НК «ЮКОС» — Сызранский нефтеперерабатывающий завод НК «ЮКОС» — один из ведущих производителей реактивного топлива для авиации по своему качеству и характеристикам отвечающего мировым стандартам. Среди постоянных потребителей СНПЗ — и Сызранский авиационный институт. В ближайшее время сызранские нефтепереработчики намерены приступить к производству реактивного топлива Джет-А1, качественные характеристики которого будут соотнесены с международной системой контроля качества ASTM. На нынешних соревнованиях также будет использоваться местный керосин.
На чемпионат приедут как мужские, так и женские команды из Москвы, Самары, Новосибирска и белорусского города Витебска. Среди участников — элита вертолетного спорта: бывшие военные летчики Виктор Коротаев, Николай Буров, Владимир Зябликов, Владимир Гладченко. В 1999 году все они стали победителями чемпионата мира в Германии. Руководит полетами Михаил Баландин, в прошлом — главный тренер сборной СССР.
Главный судья соревнований — Тамара Егоркина, первая в мире женщина-чемпион мира. Среди членов судейской коллегии также легендарные тренеры сборной ЦСК ВВС Геннадий Иванов и Виктор Брыкаев, многократная чемпионка мира Татьяна Зуева, чемпионы мира 1992 года Александр Злобин и Владимир Панарин, которые и сами продемонстрируют свое мастерство в небе над Сызранью 26-28 октября в ходе показательных выступлений. Кроме них, в небо поднимутся также абсолютные чемпионы мира Людмила Корнева и Сергей Дерибасов.
Программа соревнований полностью соответствует программе мирового первенства. Летчики выполнят полет на точность прибытия по времени на аэродром и сброс груза, полет на точность и точную посадку, навигацию и слалом (скоростное движение по заданному извилистому маршруту).
НК «ЮКОС» планирует и в дальнейшем помогать российской сборной.
Людмила НИКОЛАЕВА