27 декабря 1984 года на Волжском автомобильном заводе приняли в эксплуатацию новый комплекс по производству переднеприводных автомобилей семейства ВАЗ-2108. С этого момента началась история российских переднеприводных автомобилей. До конца 1984 года вазовцы успели собрать 165 новеньких «восьмерочек», которые по дизайну кардинальным образом отличались от привычных тогда для глаза россиян угловатых «Жигулей».
Первый отечественный переднеприводный автомобиль обладал целым «букетом» прогрессивных решений. Трехдверный кузов типа «хэтчбек», поперечное расположение двигателя, бесконтактное зажигание, тросовый привод сцепления, передняя подвеска типа «Мак-Ферсон», реечное рулевое управление. Тогда же началось освоение цинкрометалла – из него были выполнены некоторые элементы кузова. Новый способ нанесения грунта на кузов – катафорез, обеспечил его высокоэффективную защищенность от коррозии. Для этой машины была создана и гамма из трех новых двигателей – с рабочими объемами 1500, 1300 и 1100 кубических сантиметров. Мало кто знает, что часть доводочных работ «восьмерки» проводила именитая фирма «Порше», однако результат этого – спортивный характер, пришелся по вкусу многим автомобилистам. А имя «Спутник», которым изначально нарекли машину к ней так и не прижилось. Впоследствии его заменили на «Самара», а его рестайлинговые версии стали именовать «Самара-2». Дальнейшее продолжение линейки переднеприводных вазовских автомобилей, семейство «2110», основные технические решения унаследовало именно от «восьмерки».
За 19 лет на АВТОВАЗе было выпушено примерно 3,5 млн. переднеприводных автомобилей семейств «Самара» и «Самара-2» и более 1 млн. автомобилей «десятого» семейства.