5 июля 2000 16:36
9793

Автомобиль спасения — 2329

Впервые россияне познакомились со службой спасения благодаря телевидению. Причем была эта служба американской. Наиболее запомнился всем почему-то ее телефон — 911. С тех пор многое изменилось. Службы спасения появились и в некоторых российских городах, однако цифры 911 не только не забылись, но даже стали нам как будто «роднее»: они присутствуют в телефонных номерах большинства отечественных спасательных подразделений. После состоявшегося в конце мая в Челябинске «Автосалона-2000» цифровые ассоциации, связанные со службой спасения, пожалуй, изменятся. Причиной этому послужит новый аварийно-спасательный автомобиль МС-1-2329 от тольяттинской фирмы «Лада-Тул», дебют которого прошел в уральской столице.

Спецавтомобиль — не трамвай

В «СВ» N 14 за нынешний год мы рассказывали об электролебедке для автомобилей «Нива», разработанной и изготовленной уральцами по заказу «Лады-Тул». Вслед за лебедкой последовало и другое спецоборудование, смонтированное на полноприводном пикапе ВАЗ-2329. Именно так на свет появился новый аварийно-спасательный автомобиль МС-1-2329, об особенностях конструкции которого мы беседовали с главным конструктором фирмы «Лада-Тул», в прошлом директором опытного завода объединения «Челябинский тракторный завод» Павлом Федоровичем ПОПОВЫМ.

С появлением в России служб спасения они стали оснащаться специальными автомобилями зарубежного производства, потому что отечественные представляли собой не что иное, как транспортные средства для доставки бригады спасателей к месту происшествия (что в принципе может сделать и трамвай, и такси). В лучшем случае можно было прихватить кой-какой ручной инструмент.

Однако стоимость импортных машин и цена их эксплуатации (затраты на бензин, масла, спецжидкости, запасные части, проведение техобслуживания и ремонта) очень велики, и поэтому они недоступны многим региональным службам спасения. То есть на автомобильном рынке России образовалась новая ниша — специальный аварийно-спасательный автотранспорт. А «нашла» эту нишу тольяттинская фирма «Лада-Тул» (кстати, в последнее время именно некоторые фирмы нашего города за свой счет ищут и осваивают новые, нетрадиционные рынки сбыта автомобилей, помогая таким образом и самому ВАЗу).

Основной идеей новой машины стало сочетание низкой стоимости (в том числе и в эксплуатации), высокой проходимости и обеспечения выполнения технологии спасательных работ на месте происшествия. Начать решено было с самой легкой версии (аварийно-спасательные автомобили бывают нескольких классов — от базирующихся на платформе небольших джипов до использующих в качестве основы шасси многоосных полноприводных грузовиков). Ну а базой первой настоящей отечественной машины для службы спасения стал пикап со всеми ведущими колесами — ВАЗ-2329.

Уже не просто автомобиль

Как мы говорили выше, все началось с электролебедки. Но уже она показала всю нетрадиционность мышления бывшего конструктора военной техники. Использование в качестве тягового электродвигателя обычного автомобильного стартера, возможность, в случае необходимости, применять ручной привод — эти на первый взгляд, казалось бы, очевидные конструктивные особенности выгодно отличают новое изделие от дорогостоящих и сложных в обслуживании импортных аналогов.

Однако то, что было затем сделано с задней частью машины, поражает еще больше. В кузове пикапа монтируется высокопрочная пространственная силовая конструкция, в состав которой входит и новый задний бампер. На этой конструкции установлена еще одна лебедка, в отличие от передней являющаяся реверсивной, что достигается путем использования двух стартеров. Тяговое усилие в электроварианте — полторы тонны, в ручном — до пяти тонн (механическая прочность конструкции рассчитана именно на это значение, была бы, как говорится, сила в руках).

Но главная изюминка машины заключается в тех элементах, которые в транспортном положении образуют задний борт кузова: две стойки и четыре швеллера с отверстиями. Для приведения автомобиля в рабочее состояние стойки устанавливаются в специальные отверстия заднего бампера, выполняя роль упоров. Таким образом в данном положении исключается работа подвески автомобиля, а сам он служит как бы противовесом.

Ну а швеллеры можно использовать по четырем различным назначениям. Состыковав их в одну линию, получаем грузоподъемную стрелу. При полном ее вылете, составляющем четыре метра, можно поднимать грузы массой до 500 килограммов, при минимальном вылете — до 800 килограммов. Установив на верхнюю часть стрелы специальные фары и приведя ее в вертикальное положение, мы имеем в своем распоряжении осветительную вышку. После закрепления одного конца швеллеров на заднем бампере и опускания другого на опорную поверхность образуются сходни, по которым в кузов машины можно, например, закатить бочку.

Четвертое назначение швеллеров, на наш взгляд, явно пришло из оборонки. Состыковав вместе по два швеллера и закрепив вдоль них элементы, используемые в «повседневной жизни» в качестве дополнительных порогов, мы обнаружим весьма удобные трапы, по которым автомобиль легко преодолеет рвы шириной до полутора метров!

Но и это еще не все

Аварийно-спасательный автомобиль МС-1-2329 в описанном выше виде был изготовлен буквально за три дня до открытия Челябинского автосалона. Ну а после его окончания машина вновь попала на доработку. Уже в ближайшее время она будет оборудована ящиками для спасательного специнструмента, установленными вдоль бортов кузова, и тентом.

В более далеких планах — использование нового двигателя рабочим объемом два литра, усиленной подвески и более крупных колес. Указанные мероприятия позволят повысить грузоподъемность машины и улучшить параметры проходимости


«7 вёрст»

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: