этот процесс, рассказывает первый вице-президент — первый заместитель генерального директора
Николай Ляченков:
деятельности АВТОВАЗа. До этого шла в основном разработка концепции, положений, нормативных документов.
Этот этап закончился созданием управляющего центра.
структуры. Это самая важная часть. Именно она должна дать эффект от всей программы реформирования. В чем
состоит ее суть? Во-первых, очистить автомобильное производство от всех работ, которые прямо не связаны с
формированием себестоимости автомобиля. Таким образом, мы получаем возможность более грамотно и точно
определить фактические затраты, которые несем при производстве автомобиля, и управлять ими, чтобы мы
правильно формировать цену на весь модельный ряд наших автомобилей. Без этого мы не сможем управлять
розничными ценами, то есть, рынком.
производством, но питающихся от результатов его работы. Вторая часть нашей работы состоит в том, чтобы
создать факторы, которые стимулировали бы эти подразделения на активную работу, на зарабатывание средств
на собственное развитие. Так традиционно сложилось: с начала формирования АВТОВАЗа существовал единый,
котловой метод учета всех затрат. В период, когда предприятие было государственным, такая форма была
приемлемой. Сегодня, когда мы являемся акционерным обществом, когда перед нами встал вопрос выживания в
условиях рыночной экономики, выживания в жесточайшей конкурентной борьбе, мы не можем дальше управлять
предприятием, не научившись управлять затратами. Сегодня на каждом рабочем месте должна формироваться
прибыль. Мы не можем допустить, чтобы какой-то участок существовал за счет хорошо работающих
подразделений.
этапе реформирования, называя его формированием бизнес-единиц — структур АВТОВАЗа, которые наделяются
большей хозяйственной состоятельностью и большей ответственностью за результаты своей деятельности,
работающие в условиях жесткого бюджета, спускаемого им управляющим центром. Согласно этой программе
реформирования, выделяются следующие бизнес-единицы: автомобильное производство, инструментальное
производство, производство штампов и пресс-форм, станкостроение, вспомогательное производство,
энергетическое производство, производство по переработке промышленных отходов. Несколько позже появятся
бизнес-единицы научно-технического центра и социальной сферы.
обусловленные необходимостью обслуживать автомобильное производство по его заказу, либо находя работу «на
стороне», то есть, на рынке. Целью этого является повышение эффективности функционирования каждого
подразделения АО «АВТОВАЗ», не только не потерять производственный потенциал, а создать условия, чтобы он
давал большую отдачу, большую прибыль. Тем самым мы сохраняем наш трудовой коллектив, рабочие места.
Лишь при увеличении зарабатываемой прибыли можно говорить о развитии производства. Все прекрасно должны
понимать, что автомобильный завод может выжить в рыночной экономике при условии, если он будет в состоянии
вести непрерывное развитие — обновлять модельный ряд, добиваться снижения затрат на производство,
повышения качества выпускаемых автомобилей. То есть, если он способен проявлять все качества, которые
определяют конкурентоспособность на рынке. Вот такая задача поставлена перед программой реформирования.
сегодняшний день реальные изменения?
реально претерпело изменения пока только подразделение, связанное с производством штампов и пресс-форм,
потому что эта бизнес-единица уже создана. Она пока действует по регламенту производства АВТОВАЗа и не
введена в режим работы бизнес-единицы — это предстоит сделать в ближайшее время. Все остальные
бизнес-единицы сейчас формируется. Отведенное советом директоров на это время очень жесткое. Фактически в
июле все бизнес-единицы должны начать функционировать.
производство — куда войдут управление централизованного ремонта и обслуживания, пуско-наладочное управление,
цех содержания зданий и сооружений, цех централизованного ремонта и обслуживания оборудования. Эта
бизнес-единица займется централизованным обслуживанием по заказам автомобильного производства.
запланированной прибыль. Каждая бизнес-единица организует свою деятельность, используя капитал
акционерного общества. Поэтому и плановая прибыль принадлежит акционерному обществу. А вот заработанные
сверх этого средства остаются в распоряжении бизнес-единицы.
акций? Будут ли какие-то изменения в этом плане?
структурным подразделениям. И параллельно идущий второй процесс — ужесточение контроля. В управляющем
центре сосредоточены все финансовые, товарные и материальные потоки. То есть, закупка
товарно-материальных ценностей, производство, реализация и все денежные потоки, которые все это
обеспечивают. Соответственно, управляющий центр несет полную ответственность за выплату налогов каждой
бизнес-единицей, как не являющейся юридическим лицом, так и являющейся.
развитие компании во всех ее направлениях. Сегодня компания не должна быть похожа на вчерашнюю, компания
завтрашняя не должна быть похожа на сегодняшнюю. Это обеспечит ее выживаемость в любых меняющихся
условиях.
Евгений Веретин,
пресс-центр АО «АВТОВАЗ»