Внезапный рост цен на акции АвтоВАЗа, о котором было упомянуто в сегодняшней статье «АвтоВАЗ готовится к продаже», можно объяснить двумя причинами.
Первая — с ними вне биржевых площадок была проведена очень крупная сделка (при продаже крупного пакета цены акций обычно превышает текущие котировки — инвестиционная компания-продавец «отбивает» затраты на консолидацию пакета). В этом случае в ЦМД прошло передаточное распоряжение с указанием цены и количества акций. Данные по этой сделке, закрытой для посторонних наблюдателей, тем не менее попадают в информационную систему ЦМД. А данные из этой системы были использованы при расчете рыночной цены бумаг.
Начальник отдела по организации работы московского офиса ЦМД Татьяна Зазиркина подтвердила «Ъ», что изменение стоимости ценных бумаг АвтоВАЗа (по расчетам самого ЦМД) может быть связано лишь со сделками, которые заключались с ними не позднее 18 декабря. Г-жа Зазиркина также заявила «Ъ», что «не исключает совершения каких0то сделок с акциями автозавода». В начале декабря глава АвтоВАЗа Владимир Каданников заявил «Ъ», что контрольный пакет компании может быть продан стратегическому инвестору. Сделка, где фигурирует цена, более чем в два раза превышающая реальные котировки (с РТС последней сделкой стала покупка 8 декабря 340 акций по $1,5 за штуку), может означать, что у завода появился новый владелец.
Генеральный директор компании AVVA (крупнейший акционер завода) Юрий Зекцер заверил корреспондента «Ъ» в том, что никаких серьезных изменений в составе акционеров АвтоВАЗа в последнее время не происходило. Однако он не стал отрицать, что некоторое время назад состоялась «пара сделок с небольшими пакетами акций АвтоВАЗа по цене около $4 за штуку». По версии г-на Зекцера, результаты именно этих сделок легли в основу расчетов новой рыночной цены ЦМД.
Вторая возможная причина — искусственное завышение стоимости акций. Объемы сделок с акциями АвтоВАЗа в последнее время минимальны. Ограниченным числом сделок с бумагами АвтоВАЗа могли воспользоваться крупные акционеры предприятия. Дело в том, что в начале года должна решиться судьба совместного проекта Волжского завода и General Motors. На сегодняшний день известно, что в проекте будет участвовать Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Он предоставит создаваемому совместному предприятию кредит в размере $170 млн. под залог акций АвтоВАЗа, принадлежащих компаниям AVVA и АФК. Соответственно, чем дороже будут стоить акции компании, тем меньше их придется отдать в качестве залога. Впрочем, с такими трюками российских компаний ЕБРР хорошо знаком и может потребовать независимой оценки предлагаемых в залог акций.
По материалам «Коммерсантъ»