27 ноября 2000 10:00
10590

Качественный шаг в развитии АВТОВАЗа

Итак, 27 ноября производство пластмасс отмечает свой пятилетний юбилей. У истоков создания нового подразделения стоял Николай Васильевич Ляченков, в те далекие годы — директор сборочно-кузовного производства. Сегодня мы попросили теперь уже первого вице-президента — первого заместителя генерального директора АО «АВТОВАЗ» Н. В. ЛЯЧЕНКОВА рассказать о том, когда возникла идея создания производства пластмасс и как она воплотилась в жизнь.

— Производству пластмасс можно отмечать даже не 5, а 10 лет, потому что идея его создания родилась в конце 80-х годов. Это если считать по аналогии с АВТОВАЗом, когда постановление правительства Советского Союза определило день рождения нашего завода. С той поры ВАЗ существует, а этапы проектирования, строительства — это все его история.

В конце восьмидесятых годов перед автозаводом была поставлена задача значительного сокращения сроков постановки на производство новых моделей автомобилей. В рамках принятой программы, где решался ряд важных задач, в том числе по созданию НТЦ, предусматривалась и организация корпуса пластмасс. Нужно было создать производство на принципиально новой технологической основе. Решение было принято, и предполагалось, что ППИ станет одним из структурных подразделений СКП. Тогда же были назначены руководители: начальником производства пластмасс — Алексей Иванович Зверев, главным инженером — Николай Михайлович Вишняков.

Прежде чем выбрать идеологию нового производства, ведь в Советском Союзе подобного опыта не было, группа вазовских специалистов объехала целый ряд специализированных западных предприятий. Специалисты управлений главного технолога и главного конструктора, а также СКП интенсивно изучали мировой опыт. Лично мне с Маратом Нагумановичем Фаршатовым, он тогда был техническим директором АВТОВАЗа, довелось побывать в Германии и Италии. В результате этих поездок и родилась концепция создания производства пластмасс.

Необходимо отметить, что в те годы за рубежом шло активное внедрение пластмасс в конструкцию автомобиля. Менялись детали экстерьера благодаря использованию новейших синтетических и иных материалов, значительно изменялся интерьер, что коренным образом повышало комфортность автомобиля, улучшало его потребительские характеристики. Данное обстоятельство стало еще одним аргументом в пользу создания нового производства.

В качестве партнера была выбрана итальянская фирма «Группа пластик-индустриале», крупнейший поставщик пластмассовых комплектующих изделий в Европе. Эта фирма имела на тот период наиболее современную технологию. С ней было заключено генеральное соглашение о содействии в проектировании и строительстве нового производства. В Италию была направлена группа специалистов, в состав которой вошли сотрудники УЛИР УГК, проектного управления, управления организацией производства (сегодня ДИС), АвтоВАЗимпорта и, естественно, СКП. Я возглавил эту группу, а техническим руководителем был Н. М. Вишняков.

После того как работа по проектированию корпуса пластмасс была налажена, я вернулся в Тольятти, а Вишняков взял на себя руководство группой и довел проект до завершающей стадии.

На заводе в то время шла интенсивная подготовка к освоению автомобиля ВАЗ-2110. На СКП была возложена сложнейшая задача по созданию комплекса сварки кузова и комплекса окраски. И мне как директору пришлось руководить значительным объемом всех этих проектных работ. В то время еще не было такой структуры, как дирекция технического развития. Все задачи развития решались в производствах.

Возведение корпуса пластмасс шло по той же технологии, которая применялась при строительстве ВАЗа: проектирование и строительные работы велись параллельно. В состав производства пластмасс входил также корпус для изготовления пресс-форм.

К сожалению, этот проект не удалось реализовать, сегодня о нем напоминают лишь металлические конструкции недостроенного корпуса. Причины этого известны. Акционирование ВАЗа лишило завод государственной поддержки, а последовавшие затем различные финансовые потрясения в стране лишили АВТОВАЗ и собственного финансового капитала. Финансовая основа нашего предприятия была резко подорвана, и вести реализацию крупных проектов одновременно стало невозможным. Поэтому мы сосредоточили все усилия на корпусе пластмасс, законсервировав другое строительство.

Можно ли было поставить «десятую» модель без этого корпуса? Ответ однозначен — нет. Можно было изготовить опытно-промышленные партии, используя обходные технологические процессы, привлекая различных поставщиков. Все это мы использовали. Например, югославская фирма «АЦМ» поставила целую гамму пластмассовых деталей в период освоения производства нового автомобиля. Но без корпуса пластмасс нельзя было решить вопросы ни по объемам, ни по себестоимости, ни по качеству.

Когда пришло время поставок оборудования и монтажа, стало ясным, что для руководства СКП это достаточно большая нагрузка. Поэтому было принято решение о выделении корпуса пластмасс из состава СКП и создании на его базе самостоятельного производства пластмасс. Конечно, по сравнению с СКП на тот период это было небольшое подразделение, но оно являлось совершенно новой областью деятельности, которую предстояло освоить.

В чем же заключалась «изюминка» идеи создания нового производства? В том, что с этим производством появилась возможность реализации современного сквозного конструкторско-технологического процесса проектирования и производства на базе автоматизированной системы САD-САМ. Сегодня эта идея на ВАЗе реализуется в полной мере, и не только при изготовлении пластмассовых деталей, но и при производстве штамповок из стального листа. Создание производства штампов и пресс-форм — это второй этап воплощения идеи, что позволит ВАЗу реально сократить сроки постановки на производство новых моделей автомобилей. Таким образом, создание нового производства — это не только новый коллектив, дополнительные рабочие места. Это качественный шаг в развитии АВТОВАЗа.

Сегодня, спустя годы, мы убеждаемся, что решения, принятые в тот период, были абсолютно правильными и перспективными. Основоположником этой идеи был Владимир Васильевич Каданников, который тогда являлся генеральным директором АВТОВАЗа. У ее истоков стоял также М. Н. Фаршатов — технический директор предприятия. Молодое поколение руководителей подхватило эту идею и реализовало ее. Это был своего рода подвиг — спроектировать, построить корпус пластмасс, создать коллектив, освоить выпуск новой продукции. В этом несомненная заслуга и «первооткрывателей», таких, как Алексей Иванович Зверев, Николай Михайлович Вишняков и многих других руководителей начального периода, а также тех руководителей, которые потом непосредственно вдохнули жизнь в производство. Это Дмитрий Владимирович Маркушев, первый директор ППИ. Это и те специалисты, которые получали первую деталь и настойчиво выводят производство на проектную мощность. А сегодня продолжает воплощать в реальность и развивать эту идею директор Валерий Петрович Елисеев.

Я от всей души поздравляю весь коллектив производства пластмасс с первым юбилеем. Выражаю уверенность в том, что он не остановится на достигнутом. Сегодня очень быстро устаревает то, что еще вчера считалось передовым. Не отстать от научно-технического прогресса — это мое пожелание коллективу.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: