22 мая 2007 12:35
14039

Когда с россйиских дорог исчезнут последние «жигули» и «волги»?

 В российском автопроме произошло самое значимое событие со времен постройки фиатовского завода в Тольятти. Русский олигарх стал соинвестором концерна Magna, а значит, отверточная сборка сможет быть дополнена качественными комплектующими, что является необходимым условием возрождения отечественного автопрома. В ближайшие пять лет продажи и производство автомобилей в России будут постоянно увеличиваться, пока мы не догоним по объемам Европу. Сейчас мы на шестом месте, но уже в этом году займем пятое или даже четвертое место по объему продаж. К 2010 году мы должны вырваться на второе место, уступив лишь Германии. На сегодняшний день производство автомобилей в России пока не вышло на необходимый уровень, мы по-прежнему выпускаем некондиционные машины, не имея возможности их улучшить. Они гниют на складах, в то время как очереди на иномарки достигают уже 12-16 месяцев. Наши заводы страдают от нехватки качественных и недорогих поставщиков оборудования и комплектующих. Весь Дальний Восток и Сибирь завалены японским секонд-хендом с правым рулем, однако даже там появляются дилерские центры и люди, готовые покупать новые качественные автомобили. Рост автомобильных кредитов привел к тому, что люди даже средних и низких доходов могут позволить себе недорогой автомобиль импортного производства, выплачивая его стоимость по 5-7 лет, забыв про неожиданные ремонты отечественных машин. Заводы известных фирм растут у нас как грибы после дождя. Вполне вероятно, что после насыщения нашего рынка к 2012 году мы начнем экспортировать автомобили, как это делают китайские производители. Никакие дураки и никакие дороги не изменят ситуацию. Темпы, которыми мы будем прощаться с «Жигулями» и «Волгами», пересаживаясь на новые иномарки, просто поражают воображение.

Забудем ложный патриотизм?
Автопром всегда был для нас чем-то вроде фетиша. Построили мы, к примеру, завод Fiat, а потом завалили всю Европу своими «Ладами» по демпинговым ценам. Победа? Несомненно! До сих пор эти «Лады» можно встретить и в Швейцарских Альпах, и в африканской пустыне. Но во времена расцвета тольяттинского завода в нашей стране за отнюдь не дешевыми «Жигулями» выстраивались многолетние очереди. Себе не хватало, зато капиталистам рот затыкали. Патриотично, но хорошо ли?
Вот англичанам, например, автопром не нужен. И ничего — живут. А ведь поводов для автомобильной гордости у англичан хоть отбавляй. С начала прошлого века они основали Rolls-Royce, Bentley, Jaguar, Rover и еще с десяток небольших автомобильных производств. Однако за 50 лет после Второй мировой бывшая империя растеряла практически все. Последние столпы английского достоинства были растоптаны китайцами, купившими Rover, и господином Смоленским-младшим, позабавившимся с TVR. Но ведь ничего страшного не произошло! Англичане по-прежнему предпочитают MINI, Land Rover, Vauxhall, Bentley и Rolls-Royce всем прочим. Пусть они и принадлежат BMW, Ford, VW и GM. Пускай Rolls-Royce Phantom делают в каком-то Гудвуде с немецким двигателем, трансмиссией и кожей. Хуже он от этого не стал, и статуэтка на капоте не потускнела. Просто пришло время автомобильных гигантов с многомиллиардными прибылями, а в России, Великобритании, Швеции, Чехии и других странах не нашлось места для «своих».
Зато во многих странах нашлось место для заводов крупных фирм, которые будут производить автомобили для их граждан, а также будут обеспечивать им же рабочие места. У нас вслед за Ford, который построил завод во Всеволожске, появились «Автотор», «Иж-авто», Renault. Они снабжают нас огромным количеством качественных иномарок. Уже строят свои заводы Toyota, Nissan, Volkswagen и Skoda, Suzuki и GM. Может, стоит просто довериться крупным автогигантам? Они знают, как делать машины надежными и безопасными, и на производство новинки от чертежа до готового автомобиля у них уходит 3-5 лет, а не 10-15.

Что нам дают иностранцы
За 2006 год абсолютный рост продаж автомобилей в России составил 45%, если брать ценовое исчисление. При этом производство «российских» иномарок удвоилось, а выпуск отечественных автомобилей подрос всего на 5%. Наконец, произошло революционное событие — впервые количество проданных иномарок превысило продажи отечественных машин. Иными словами, россияне окончательно выбрали иномарки. В Европе мы уже на шестом месте по продажам автомобилей и на первом по росту этих продаж. Естественно, это лакомый кусок для любого автомобильного производителя, а его еще и заманивают всевозможными скидками и поблажками перед вступлением в ВТО.
Но что нам дает нашествие иностранцев? Массовое строительство «отверточных» заводов для потребителя оборачивается в лучшем случае небольшой скидкой в 3-2 тыс. долларов от общеевропейской цены плюс головная боль по поводу качества российской сборки и наверняка длинная очередь из желающих купить автомобиль чуть дешевле европейского аналога. А вот производитель получает существенную экономию на перевозках.
Вступление в ВТО не сделает цены на автомобили значительно ниже и тем более не приблизит их к американским. У нас другая налоговая политика. Наоборот, одно из условий вступления в эту организацию — это сохранение налогов и пошлин на семь следующих лет. Иначе отечественный автопром просто исчезнет в одночасье. С одной стороны, это условие защищает наших производителей от конкуренции с корейскими и китайскими автопроизводителями, которые уже почти сравнялись в цене с продукцией ВАЗа и ГАЗа. С другой стороны, как только пошлины отменят, многим автомобильным компаниям было бы намного проще и дешевле использовать запчасти других фирм, а значит, делать свою продукцию более качественной и дешевой. Сейчас у нас переходный период, который нам надо правильно преодолеть, не выплеснув с водой ребенка.

Чем может ответить Россия
За кем нам надо очень внимательно следить — так это за китайцами. Во-первых, чтобы не повторять их ошибок, а во-вторых, чтобы повторить и преумножить их успех. В конце концов, китайцы тоже не изобретают пороха, а идут по пути японцев. После войны почти все японские производители начинали так: сначала открывали небольшую фирму по ремонту американских или европейских автомобилей. Потом эта фирма перерастала в производство велосипедов и мотороллеров, на следующей стадии было производство небольших и доступных автомобильчиков, которые до боли напоминали те европейские или американские, которые когда-то приходилось чинить. И только потом речь шла о повышении качества и всевозможных показных спорткарах. Вслед за японцами этим путем пошли корейцы (Hyundai, KIA), а теперь на стадии авто-копий застряли китайцы. В ВТО они уже вступили и на первых порах ввели пошлины на ввоз иномарок в 200%. Сегодня они составляют всего 40%, а через два года составят лишь 25%. В 2009 году в КНР собираются выпустить около 6 млн. автомобилей.

Все, что осталось сделать китайцам, это начать борьбу за качество и сделать свою лучшую модель, которая будет красивой, надежной и динамичной. Итого, через 5-7 лет она у них будет. За это время мы и должны наверстать упущенное. Конечно, идти по китайской тропе у нас вряд ли получится, хотя бы потому, что стоимость рабочей силы у нас значительно выше, чем в Китае, и забастовки рабочих на заводе Ford во Всеволожске ясно это показывают. Да и идти этим путем нам уже некогда — нам надо бежать трусцой. В принципе, это и происходит, если внимательно присмотреться к двум крупным автомобильным сделкам. Первая — это совместный проект АвтоВАЗа с крупнейшим в мире производителем запчастей и комплектующих Magna. Сделка потянула на полтора миллиарда долларов на двоих и стала самым важным событием в истории АвтоВАЗа со времен сотрудничества с Fiat. Модель, которую они собираются выпускать с 2009 года, почти целиком состоит из агрегатов VW, и вроде бы тут опять можно говорить, что нехорошо набор чужих запчастей называть русским автомобилем.

Однако вторая сделка, о которой было объявлено на днях, делает эти запчасти не такими уж и чужими. Олег Дерипаска, которому принадлежат холдинг «Базовый элемент», а также холдинг «Русские машины», объявил о покупке крупной части акций этой самой Magna за полтора миллиарда долларов. Первый получит возможность влиять на сделки и стратегию развития теперь уже общего бизнеса, а Magna получит деньги на совместный проект с АвтоВАЗом. Нам с вами от этого сотрудничества может перепасть вот что. На ГАЗе, кроме обещанного Chrysler Sebring предыдущего поколения, могут начать выпуск и нового варианта, а там и до приглянувшегося нашим думцам Chrysler 300С недалеко. А на ВАЗе в Тольятти будут спокойно производить свой Concept C, и стоить он будет значительно дешевле обещанных $10-12 тыс., как только Magna расширит сферу своего влияния в России, скупив или создав несколько крупных производств комплектующих.

Так же, как мы перешагнули из коммунизма в капитализм, нашему автопрому придется перешагнуть в реалии огромных суперкорпораций. Создать свою BMW, конечно, не получится, но такие ресурсы, как Magna, могут позволить нам делать машины среднего класса не хуже импортных, которые мы будем покупать впервые с гордостью, просто потому, что они уже будут по-настоящему свои.
Куда растем?
С учетом уже построенных в нашей стране автозаводов к 2010 году ежегодный выпуск автомобилей достигнет 2.7 млн. По оценкам Виктора Христенко, к 2010 году емкость российского рынка легковых автомобилей (производимых у нас и ввозимых) достигнет 2.6-2.8 млн. автомобилей, или в денежном выражении — до 31 млрд. долларов. В 2006 году в России было собрано 1 173 624 автомобиля, включая российские и иностранные. Согласно уже подписанным и прогнозируемым контрактам, в российскую автомобильную промышленность планируется вложить еще около $2 млрд. 165 тыс.
Настоящего автопрома у нас никогда не было
Все, что сходило с конвейеров под видом российских, советских, а затем снова российских легковых автомобилей, не было вполне «нашим». В царские времена автомобиль был скорее забавой для богатых, но его штучное производство было налажено сразу в нескольких городах. В основном производились лицензионные немецкие, французские и американские машины. Своим, русским, автомобилем все считали «Руссо Балт», но технически он недалеко ушел от рамы и двигателя швейцарского производства.

Знаменитый «АМО Ф15» был, по сути, фордовским грузовиком, «Эмка» в прошлой жизни тоже была Ford 40 V8, «ЗИМы» и «ЗИСы» подчистую срисовали с Cadillac и Paccard. «Москвич» до войны был Opel Cadett. Гордиться по-настоящему мы могли только «Победой» ГАЗ-20. Пускай после войны его выпускали на оборудовании Opel Capitan и внешне эти машины довольно похожи, но все же те изменения, которые внес наш конструктор, для того времени были революционными. Каплевидная форма, отсутствие подножек, широкие сиденья. Затем эти наработки использовали в 21-й «Волге» (ее срисовали с Ford Mainline), но уже в ГАЗ-24 о них забыли, скопировав примерно похожий Ford Falcon. Про родство Fiat 124 и ВАЗ-2101 и говорить не приходится. Кстати, современная вазовская «классика» по международным классификациям по-прежнему считается той самой итальянской «копейкой». А суперпопулярная сейчас «газель» удивительным образом похожа на Ford Transit.

Этот список можно продолжать, перебрав, в конечном итоге, все «русские» автомобили. Конечно, среди них найдется парочка оригинальных. Скажем, «Ниву» мы ни с кого не срисовывали, а также «УАЗ». Но и у этих машин найдется темная страничка в личном деле. У «Нивы», несмотря на высокие колеса и полный привод, двигатель был все тот же фиатовский, пусть и немного доработанный. Что касается «УАЗа», то тут взятки гладки. Все настоящие внедорожники до сих пор напоминают Willis времен Второй мировой. Проходимость у «УАЗа» действительно выдающаяся, что по достоинству оценили военные и руководители совхозов. Но вот те, кому приходилось лично чинить этого зверя, помнят, что после скачек по долам необходимо было подкручивать гайки. Все гайки. Возрожденный UAZ Patriot — тоже показательный пример. Его название непатриотично пишут латиницей и ставят в него корейские запчасти.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Для комментирования войдите через любую соц-сеть:

У Вас есть свободные деньги?

Загрузка ... Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: