Среди иностранных деловых партнеров Волжского автомобильного завода весьма важную роль играли фирмы Великобритании.
Поставки и совместный запуск сотен единиц сварочного, токарного, шлифовального оборудования в период создания ВАЗа, освоение лицензии и технологии холодной объемной штамповки деталей переднего привода «Нивы», сотрудничество в доводке спортивной версии автомобиля ВАЗ-2110, обучение вазовских дизайнеров и менеджеров, поставка гидравлических и смазочных масел для цехов ВАЗа — факты нашей общей истории. Так же как и поставки в страну туманного Альбиона многих тысяч малолитражек марки «ВАЗ».
В последнее десятилетие обстоятельства, непредвиденные и независящие от АВТОВАЗа, мешали дальнейшему развитию деловых связей с британскими партнерами.
Тем значительнее серия событий, происшедших в конце сентября 2000 года в городе Тольятти. По мнению посла Великобритании сэра Родерика Лайна, этому способствовали переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Великобритании Тони Блэра.
Выставка «Великобритания в России» при участии почти 70 фирм страны-устроителя, большой делегации деятелей бизнеса и культуры, журналистов, визит посла Великобритании в России сэра Родерика Лайна, а затем и Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского показали серьезность нынешних намерений официального и делового Лондона в России, на протяжении веков выступавшей союзницей Великобритании.
Похоже, что Великобритания полна решимости укрепить свои позиции в стратегически важных для бизнеса индустриальных регионах России.
27 сентября Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский и сопровождающие его лица встречались с президентом — генеральным директором АО «АВТОВАЗ» Алексеем Николаевым.
Его Королевское Высочество двадцать лет был президентом ассоциации по соблюдению стандартов в автомобилестроении Великобритании, притом не только в сфере производства, но и сбыта автомобилей. Взаимопонимание установилось с первых минут встречи.
Затронутые в беседе вопросы касались состояния и перспектив сотрудничества с фирмами Королевства по лицензионным проектам, поставкам технологического оборудования и автомобильных комплектующих, возможностей взаимовыгодного участия партнеров Великобритании в инвестировании развития АВТОВАЗа.
Затем высший гость осмотрел цеха сборочно-кузовного производства, лично проехал по территории завода за рулем серийного автомобиля семейства «десятки», познакомился с перспективными моделями в научно-техническом центре предприятия.
Почти тридцать лет назад в заводском интерклубе также тепло проходила встреча заводчан с приехавшими в Тольятти на стажировку специалистами по техобслуживанию «Жигулей» из Великобритании. Среди них были и участники смертельно-опасных морских конвоев, доставлявших в Мурманск вооружение, боеприпасы, материалы в годы Второй Мировой войны. На сцене интерклуба эти люди пели со слезами на глазах «Спасательную шлюпку» — песню своей юности, а потом один из ветеранов показывал нам, молодым вазовцам — участникам встречи, пожелтевшие талоны на сигареты — реликвии 1942 года, до боли знакомые и россиянам. Он был так похож на наших стариков?
Сегодня многое в отношениях с зарубежными фирмами приходится строить вновь, восстанавливая утраченное в деловой репутации завода, города, страны.
Огромный опыт интернационального сотрудничества, надежность, профессионализм, социальная стабильность коллектива, желание быть среди лидеров мирового автомобильного производства, — вазовский капитал, который привлекает партнеров, как в России, так и за рубежом.
Общий наш капитал этот дорого стоит.
А гостям с берегов Темзы — спасибо за инициативу, за приглашение к совместному бизнесу.
Владимир Исаков